Безошибочный Выборг

На прошедшем в Выборге XVI фестивале "Окно в Европу" главный приз "Золотая ладья" достался фильму "Каменная башка" Филиппа Янковского — тем самым жюри солидаризировалось с Гильдией киноведов и кинокритиков, которая тоже ничего лучше в конкурсе не нашла. Выбор крепкого жанрового продукта, от которого хотя бы не тошнит, одобряет и ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Благодаря награждению "Каменной башки" Выборгский фестиваль этого года справился со своей главной практической целью — дать бодрый старт осеннему прокату какого-нибудь приличного фильма. А благодаря широте интересов (если не сказать всеядности) "Окна в Европу" в его конкурсе часто создается такой контекст, в котором и заурядные произведения порой смотрятся как большие творческие удачи и совершенно темная лошадка может вмиг приобрести фестивальную известность. В этом году свобода нравов и домашняя атмосфера Выборгского кинофестиваля породили удивительный для фестивальной практики, но жутко трогательный инцидент с не упомянутым в каталоге и показанным вне конкурса в не самое удобное время фильмом "Голубка" Сергея Ольденбурга-Свинцова, довольно давно закончившего операторский факультет ВГИКа и с тех пор занимавшегося не связанными напрямую с кинематографом вещами. Посмотрев залетную "Голубку" и увидев воодушевление аплодировавших стоя зрителей, растроганные журналисты сочинили петицию президенту фестиваля Армену Медведеву. Они попросили включить картину в конкурс, и как оказалось, не зря — она получила специальный приз жюри "Серебряная ладья" за дебют, и теперь весьма вероятно, что эта не лишенная юмора мелодрама из жизни провинциальной творческой интеллигенции даже попадет в какой-нибудь скромный прокат.

От "Голубки", конечно, веет не столько европейским арт-хаусным сквознячком, сколько родимым советским кинематографом, к которому на Выборгском кинофестивале даже либерально-демократические киноведы относятся спокойно. Наверное, оттого, что смотрят кино вместе с нормальным зрителем и вспоминают, что у кинематографа есть и другие цели, кроме как удовлетворять их взыскательный вкус, и что спонтанная реакция "рядового зрителя" для фильма может быть более важна. Наиболее бурно уже много лет выборгская публика реагирует на режиссера Станислава Говорухина — он и на этот раз победил в конкурсе зрительских симпатий "Выборгский счет", лауреаты которого определяются по количеству надорванных преданными зрителями бумажек. Откровенно говоря, новый фильм Станислава Говорухина "Пассажирка" выглядит бледно по сравнению с прошлогодним выборгским триумфом его же "Артистки". Там была какая-то жизненная история, с удовольствием сыгранная хорошими артистами, тут — чинная, салонная военно-морская костюмная мелодрама по забытой Богом повести Станюковича, без звезд в главных ролях и без актерских открытий. Но магия имени все равно работает безотказно, и хоть с "Пассажирки" дамская аудитория выходила не настолько разрумянившись, как после "Артистки", женщины все равно любят Говорухина по инерции, что бы он ни снял, так что на его фильмы места в главном очаге местной культуры кинотеатре "Выборг-Палас" надо занимать заранее. Вторую "Золотую ладью" в конкурсе "Выборгский счет" закономерно отымела мелодрама Оксаны Бычковой "Плюс один", от которой критикам делается худо, а зрителям-то как раз наоборот, и продюсеры могут радоваться крайне удачному совпадению конца фестиваля с выходом картины в массированный прокат. Впрочем, "Окно в Европу" не только держит руку на пульсе народной любви, но и для высокого киноискусства неизменно отводит укромный уголок. Хоть фестиваль и проходит в настоящей, неотретушированной провинции, но в паре часов езды все-таки расположена культурная столица, так что и творческая встреча с Александром Сокуровым, и презентация нового фильма Алексея Германа-младшего органично вписались в причудливую программу "Окна в Европу".



Сайт управляется системой uCoz