Глоток из золотого кувшина

Сегодня вечером будут объявлены официальные награды 61-го фестиваля в Локарно. Уже известно, что приз независимой критики присужден Ксении Раппопорт за роль в представляющем Россию фильме режиссера Кирилла Серебренникова "Юрьев день". Предварительные итоги фестиваля подводит АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Призы независимой критики "Золотой кувшин" вручаются в Локарно в восьмой раз и служат альтернативой решениям большого жюри, хотя иногда могут с ними и совпадать. Критики награждают "наиболее значительный" фильм, актера или актрису, документальную работу и еще — какого-то крупного кинематографического деятеля из числа гостей фестиваля. Два года назад это был Аки Каурисмяки, в этот раз — Горан Паскалевич. Приз нашей соотечественнице Ксении Раппопорт в виде традиционного тичинского кувшина для вина вручен с формулировкой "За яркую главную роль женщины, чья перемена участи и конфликт с миром показаны с глубоким чувством".

Есть ли шанс у российской картины и играющей в ней актрисы победить в конкурсе, пока знает только большое жюри. Среди других претендентов можно назвать польскую психодраму Малгожаты Шумовской "33 сцены из жизни" и китайский "Feast of Villains". Режиссер Пан Янлинь не жалеет красок в отображении всемогущества мафии по пересадке человеческих органов иностранцам. В центре фильма — судьба парня, который жертвует своей почкой ради больного отца, но денег так и не получает, а умершего отца не может похоронить, попав в кафкианский бюрократический лабиринт. В картине есть еще несколько любопытных штрихов. Никогда ранее на экране мы не видели в столь откровенном изображении китайских стриптиз-клубов и не догадывались о царящих в них вольностях. Мы узнали также, что человеческие органы изымаются у казненных преступников, но, "поскольку Китай движется к демократии и соблюдению прав человека", возможностей вырезать у кого-то что попало становится меньше, а соответственно цены на органы растут.

Еще один привлекший внимание конкурсный фильм называется "Черное море" и снят итальянцем Федерико Бонди. Беременная румынка Анжела прибывает в Италию, чтобы заработать денег, ухаживая за больной капризной стервой Джеммой. Довольно быстро старуха и молодая женщина становятся подругами, а когда на родине исчезает муж Анжелы, ее подопечная, которая еще недавно не могла без стона подняться по лестнице, составляет ей компанию и отправляется в Румынию. Актуальная тема (румынские иммигранты в Италии) и облегченный оптимистический гуманизм плюс выигрышные актерские работы дают этой картине хороший шанс в конкурсе.

А за пределами политкорректной конкурсной программы в Локарно бушует целое море, полное маргинальных и экстремальных течений. В секции Play Forward показали фильмы "Этот запах секса" Даниель Арбид и "Ака ана" Антуана д`Агата. В первом женщины из Бейрута живо и без стеснения рассказывают о своих сексуальных опытах с партнерами обоих полов. Второй сделан в форме порнографического дневника, в котором проститутки, стриптизерши и подвергшиеся насилию женщины делятся своими интимными ощущениями. Видеоряд этой картины, состоящий из обработанных на компьютере крупных планов половых актов, оказался настолько впечатляющим, что вызвал бурный эксцесс среди зрителей кинотеатра Realto, которые кубарем выкатились из задних рядов зала — то ли для драки, то ли для совокупления.

Фестиваль в Локарно вновь ищет нового директора, ибо назначенный три года назад Фредерик Мэр уходит на другую должность. Швейцарский министр культуры послал ему письмо через газету с выражением неудовольствия нынешним состоянием фестиваля: на нем мало звезд и гламура, а без этого сегодня не обеспечить высокий рейтинг прессы. Директор парировал тем, что куда важнее открывать хорошие фильмы и новые имена, а для завлечения звезд нужно повысить фестивальный бюджет. Но это уже дело нового руководства фестиваля, которое и решит, в какую сторону он должен развиваться.



Сайт управляется системой uCoz