Немое кино возвращается

Международный выставочный центр музея им. Арсеньева в дни кинофестиваля "Меридианы Тихого" запускает в жизнь новый интересный проект — "Синематека".

Его автор — научный сотрудник музея Дмитрий Рыкунов. Здесь, на улице Петра Великого, 6, в специальном зале начнут показывать ретро-фильмы, в первую очередь немое кино с музыкальным сопровождением. При этом каждый сеанс будет сопровождаться небольшим экскурсом в историю отечественного и зарубежного кинематографа, представлением самого фильма, знакомством с его создателями и актёрами.

Корреспондент "В" встретился с Дмитрием Рыкуновым, непревзойдённым знатоком киноистории во Владивостоке. Автором спецкурса по истории кино, который он читает в вузах города.

"Великий немой" на берегах Золотого Рога

- Улица Петра Великого, 6 выбрана для нового проекта не случайно, — начал свой рассказ Дмитрий Рыкунов. — Именно здесь, в центре старого Владивостока, в начале ХХ века появились крупнейшие иллюзионы: "Декаданс", "Гранд-Иллюзион", "Модерн", "Мир иллюзий" и другие. Само старинное музейное здание с 120-летней историей очень напоминает иллюзионы тех лет: архитектурой, внутренней планировкой, уцелевшей мебелью.

Скажу больше, мы уже устроили несколько предварительных ретро-показов, представив салонную мелодраму "Молчи, грусть, молчи" (1918 г.) с Верой Холодной и Владимиром Максимовым в главных ролях, кинокомедию "Закройщик из Торжка" с участием Игоря Ильинского, Веры Марецкой и другие ленты. Сеансы устраивались во время акции "Ночь музеев", первого исторического городского бала. Успех превзошёл все ожидания. А помог воссоздать атмосферу иллюзиона начала ХХ века, времени немого кино, Леонид Букин, заслуженный артист России, который великолепно справился с ролью тапёра.

- Дмитрий, а когда во Владивостоке показали первое кино?

- Многие, вероятно, будут удивлены, когда узнают, что "великий немой" объявился во Владивостоке в мае 1897 г., всего полтора года спустя после того, как 28 декабря 1895 г. в Париже, на бульваре Капуцинов, в "Гранд-кафе", состоялся первый коммерческий киносеанс, организованный братьями Люмьер. За один франк в течение 20 минут можно было любоваться "живыми фотографиями". На следующий год, в июле, был устроен первый киносеанс в России — на Нижегородской промышленно-художественной выставке.

Во Владивостоке первым демонстратором кино стал Хегбер. Вот как он сообщал об этом событии в заметке, опубликованной в газете "Владивосток": "Честь имею уведомить почтенную публику, что в построенном мной павильоне на углу Светланской и Суйфунской (ныне ул. Уборевича. — Прим. ред.) при электрическом освещении будет демонстрироваться ежедневно с 1 июня кинематограф — движущиеся фотографии...".

В течение последующих двух месяцев кинематограф демонстрировали ещё дважды: в павильоне Хегбера и в театре "Тихий океан" Иванова, который размещался в начале ул. Светланской. К слову, вплоть до начала ХХ века кинематограф во Владивостоке демонстрировался под разными названиями — видоскоп, байограф — в Морском собрании, в театрах Галецкого и Иванова, но так и не обрёл постоянного места прописки.

- Насколько выгодным оказался здесь, на восточной окраине России, новый бизнес?

- Интерес у публики к кино в нашем городе был большой. И цены на билеты по тем временам не маленькие: от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Так что дела, вероятно, шли неплохо. И всё же кино не сразу отвоевало себе "место под солнцем". Сказалось, что как такового кинопроката в России в то время ещё не было. Фильмы попадали сюда случайно, морем (хотя именно этот факт помогал Владивостоку опережать другие города России, давая преимущества в знакомстве с новыми фильмами. Этот путь был самым коротким).

"Второе пришествие" кинематографа во Владивосток приходится на 1906-1907 гг., когда на Светланской недалеко друг от друга открывается сразу несколько иллюзионов. Среди них "Электрический театр Эдисона" при ресторане Кюммеля (впоследствии он был переименован в байограф "Виктория"), в доме Пьянкова — театр-иллюзион "Декаданс" (позже переименованный в "Идиллию"), "Гранд-Иллюзион" Купера, "Модерн" Горвата-Божечко, "Золотой Рог", "Мир иллюзий" Клейна и Золотухина. Был открыт французский электробайограф, и даже сделана попытка создать китайский иллюзион, однако последние не выдержали конкуренции.

- А что вы можете рассказать о самих первых владивостокских кинопрокатчиках?

- Владельцами иллюзионов в 10-х годах прошлого века были отнюдь не заезжие гастролёры, а довольно известные в городе люди: владелец ресторана, в прошлом дирижёр Кюммель, известный бизнесмен Купер, юрист Журинский, предприниматель Ягджоглу, который впоследствии создал целую сеть иллюзионов в Иркутске, Хабаровске, Харбине. К слову, все картины для показа в своих иллюзионах он отбирал и закупал лично.

Всего во Владивостоке с 1906 по 1917 г. насчитывалось 13 иллюзионов. К 1916 г. здесь было уже шесть кинотеатров, самым роскошным (по репертуару и внутреннему убранству) считался "Золотой Рог".

Каждый владелец иллюзиона старался перещеголять другого не только по части репертуара, но также в сфере развлечений, которые устраивались для публики в антрактах между сеансами. Вниманию зрителей предлагались русские и цыганские романсы, эстрадные номера. Но главное, конечно, "эксклюзив". Так, в июле 1910 г. в течение недели в "Гранд-Иллюзионе" демонстрировалась механическая говорящая голова "Окультус", а в "Золотом Роге" осенью того же года некий путешественник Анджело показывал "живьём" трёх людоедов племени "кая-кая" из Новой Гвинеи и "давал подробные пояснения".

Первое кино о нас снял француз

- В последнее время наш город стал популярной съёмочной площадкой для азиатских и даже европейских кинорежиссёров. А раньше такое случалось?

- Впервые "кино" во Владивостоке снимал француз, некий г-н Матье. Это знаменательное событие произошло 15 апреля 1901 г. С помощью киноаппарата он запечатлел город и его жителей. В "кадр" попали около двух тысяч человек. Уже через пять дней "фильм о Владивостоке" показали в театре Иванова. Думаю, эта плёнка сохранилась в столичных "запасниках", мы попытаемся её разыскать.

Скажу больше, летом 1906 г. владивостокская публика смогла увидеть в "Гранд-Иллюзионе" первые цветные картины ("в красках"), а три года спустя, в январе 1909 г., — познакомиться со звуковым кино. Это произошло благодаря поющим аппаратам — "ангелофонам", которые почти одновременно запустили тот же "Гранд-Иллюзион" и "Декаданс". В апреле того же года "Гранд-Иллюзион" начал показ специальных детских киносеансов, которые проводились в дневное время — с 13 до 18 час. Отбор детских картин вёлся с особой тщательностью, в числе первых из них значилась знаменитая лента Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну", снятая по мотивам романа Жюля Верна.

- Дмитрий, что вы можете рассказать о репертуаре иллюзионов?

- Начну с того, что первые картины, демонстрировавшиеся в нашем городе, по сути, были короткометражными документальными "зарисовками", длительностью три-пять минут. К примеру, 100 лет назад, весной 1898г., в театре Галецкого представляли программу, состоявшую из 16 фильмов. Сюжеты их были весьма незамысловатыми: "Акробат и обезьянка", "Всадник", "Улица в Париже". Первые игровые картины, длившиеся уже около получаса, появляются в 1906 г. Несколько лет спустя в иллюзионах был принят "формат" показа, включавший в себя, как правило, драматические, комические и видовые картины. Программа менялась каждые два-три дня.

Надо сказать, в городе с успехом шли картины лучших кинофирм мира: "Пате" (Франция), "Нордикс" (Дания), "Д` арт Итальяна" (Италия), снятые известными режиссёрами Удо Гадом, Луи Фейадом, с участием таких звёзд, как Аста Нильсен, Франческа Бертини, Сара Бернар. В августе 1909 г. на владивостокском экране, в "Гранд-Иллюзионе", впервые появился фильм Страны восходящего солнца "Наказанный самурай" (драматическая пантомима из японской жизни).

В том же 1909 г. во Владивостоке появился и первый отечественный фильм "Тарас Бульба" (драма в 4-х частях), снятая на киностудии Александра Дранкова.

Поистине "золотая эпоха" проката русского кино наступила в 1914-1918 гг., когда по понятным причинам зарубежные фильмы в прокат почти не поступали.

- А цензура на фильмы была?

- Существовали определённые ограничения. Так, в дни поста показывали картины исключительно научно-просветительского содержания, никакой фривольности. Известно, что в предпасхальные апрельские дни 1909 г. во Владивостоке разразился большой скандал — "Гранд-Иллюзион" устроил демонстрацию фильма "Семь смертных грехов". После этого случая полицмейстер поручил своему заместителю просматривать все картины, прежде чем они выйдут в прокат.

- Насколько известно, владельцы иллюзионов принимали активное участие в благотворительной деятельности. В чём это выражалось?

- Начиная с 1907 г. и вплоть до революции 1917 г. в иллюзионах города отводились специальные дни, когда весь сбор от кинопоказов шёл, как бы сейчас сказали, по "целевому назначению". Таким образом собирались средства в помощь местному обществу спорта, вольно-пожарной дружине, обществу защиты животных. В январе 1909 г. владивостокские иллюзионы собрали около одной тысячи рублей для пострадавших от землетрясения в Италии. В годы Первой мировой шли постоянные сборы для организации помощи раненым. Известно, что весной 1915 г. кинотеатр "Идиллия" собрал около 800 благотворительных рублей на строительство дома инвалидов для солдат.

Хорошо бы и в наше время вспомнить об этих традициях.

А пока, пользуясь случаем, приглашаю читателей газеты посетить наши ретро-показы. Следите за афишей "Синематеки", которая будет публиковаться на страницах газеты "Владивосток".



Сайт управляется системой uCoz