Маленькая вера

Фестиваль в Локарно показал уже половину конкурсной программы, в том числе фильм "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. За реакцией иностранцев на российскую картину наблюдал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Большинство представленных в конкурсе работ составляли режиссерские дебюты, и сказать, что от них остались какие-то особенные художественные впечатления, нельзя. Из картин известных кинематографистов лучшей оказалась голландская — "Катина сестра" Мийке де Йонг, уже награжденной в свое время в Локарно "Золотым леопардом".

В центре сюжета этого фильма проблемная русская семья, обосновавшаяся в Амстердаме. Мать зарабатывает на жизнь проституцией, старшая дочь, красавица Катя, пережив любовную неудачу, идет работать в стрип-бар, а главной героиней оказывается младшая — аутичная тринадцатилетняя девочка, прижитая матерью от какого-то "латиноса". Плохо одетая и причесанная, в уродливых очках, она не способна к собственной идентификации и при знакомстве с кем-то представляет себя как "Катина сестра". Она травмирована атмосферой в семье, где царят грубость, эгоизм, страсть к алкоголю.

Встретив молодого евангелиста, Катина сестра проникается его идеями и мастерит фигурку Христа, но выразить свои чувства к проповеднику может только при помощи знакомой (от матери и сестры) лексики, предлагая у него "отсосать". Отвергнутая, она ломает фигурку и возвращается в семейный ад. Но она — единственная в мире фильма, кто способен испытывать нежность и сострадание. В финале картины брезжит просветление, и впервые звучит имя героини — Лусия.

Попытка приобщения к вере — один из центральных мотивов и "Юрьева дня" Кирилла Серебренникова по сценарию Юрия Арабова. Эта картина, вызвавшая противоречивую реакцию на родине, в Локарно спровоцировала целую дискуссию об эволюции русской души и о тумане как метафоре современной России. Еще на национальной премьере в Сочи генеральный секретарь ФИПРЕССИ Клаус Эдер назвал этот фильм russian russian, то есть русский вдвойне. Так же он был воспринят и в Локарно.

Это не реалистическая история, а притча или, по словам самого режиссера, страшная сказка из жизни русской провинции. Главная героиня — оперная дива, которая перед отъездом за границу решила посетить свою малую родину, городок Юрьев. Воздух родины буквально всасывает в себя двадцатилетнего сына героини, который исчезает без следа во время экскурсии по местному кремлю. Дальнейшее развитие этого сюжета можно трактовать по-разному: как расплату за гордыню, как апофеоз почвенничества, а можно — и как ироническое сведение счетов с враждебным пространством, так сказать, патриотическую трагикомедию. В любом случае ясно, что этот фильм про то, что итальянцы называют destino (судьба), про перемену участи, и недаром Кирилл Серебренников рассказал на пресс-конференции, что одним из источников вдохновения для него стало путешествие в Тибет. Ясно и то, что в фильме показана бесперспективность пути, который олицетворяет официальная церковь.

Многослойность, внутренняя ироничность и сильные шоковые эффекты, иногда чрезмерно театральные, приводят к тому, что многие зрители оказываются в тупике, не понимая, как подступиться к фильму. Другие раздражаются, третьи с гневом шьют картине "клевету на Россию", изображенную, по их мнению, в чрезмерно мрачных красках. Типично российская реакция. Трудно представить, например, чтобы показанный в том же конкурсе Локарно фильм Малгожаты Шумовской "33 сцены из жизни", даже более депрессивный, был воспринят как "антипольский".

Для того чтобы судить про "Юрьев день", надо отрешиться от внутренних клише, что совсем непросто даже для опытных профессионалов. Один из зарубежных критиков честно сформулировал свое недоумение: в новых российских фильмах, прекрасно снятых, с отличной игрой актеров, с большими бюджетами ему не хватило чего-то важного, к чему он привык и чего ожидал. Например, русской зимы: ведь подавляющее большинство наших картин снимается в летний период. Именно поэтому так поражает зимний пейзаж в фильме Серебренникова.

Поражает и игра Ксении Раппопорт в роли главной героини, которую она сыграла с поразительной эмоциональностью и острым чувством трагикомического. Эта актриса делает успешную международную кинокарьеру и только что получила предложение стать ведущей церемоний открытия и закрытия предстоящего Венецианского фестиваля. К слову сказать, Юрий Арабов будет заседать там в жюри. И еще одно немаловажное обстоятельство: и режиссер Кирилл Серебренников, и продюсер "Юрьева дня" Наталья Мокрицкая провели пресс-конференцию в Локарно на хорошем английском — что случается с нашими кинематографистами нечасто. Так что хотя бы на вечер российское кино и европейская публика нашли общий язык.

Сегодня стало известно, что Ксения Раппопорт будет ведущей церемоний открытия и закрытия 65-го Венецианского кинофестиваля.



Сайт управляется системой uCoz