Делец от немого кино

Именно в этот день в 1877 году родился Александр Алексеевич Ханжонков (ум. 26.09.1945), организатор и руководитель первого русского кинопредприятия. Не следует идеализировать капитализм начала века. Но были в России и дельцы-подвижники: Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, Козьма Солдатенков, Савва Морозов, Павел Третьяков...

Для них деньги были лишь средством для созидания. Они строили прекрасные дома и храмы, основывали художественные галереи и театры. В 1905 г. и в кино пришел человек, равный им по мощи, с безупречной репутацией, потомственный дворянин войска Донского подъесаул Александр Алексеевич Ханжонков.

В фантастически короткое время он создал национальный кинематограф. Его не смутило засилье иностранных кинофирм на отечественном рынке. А.А. Ханжонков первым понял, что ни одно прокатное дело, ни один кинопромышленник в России не сможет иметь успех без отечественных картин и хроник.

В Москве, в своем любимом городе, Александр Алексеевич Ханжонков строит ателье на Саввинском подворье (ул. Тверская), фабрику на Житной у Калужских ворот (крупнейшую в Европе!)... В контрактах, в совместных постановках с Александром Алексеевичем были заинтересованы в Европе и Америке, особенно французские фирмы "Пате", "Гомон", "Эклер" ("Эклипс"), итальянские "Чинес", "Пасквалли", "Челио", "Аквилла", "Италафильм", английская "Варвик", немецкая "Витаскоп", американские "Кейстон", "Любин".

Векселя, подписанные Ханжонковым, учитывались во всем мире. Хотя нравы кинорынка в начале века, надо признать, были весьма дикими. Под честное купеческое слово заграничная клиентура давала Ханжонкову долгосрочные кредиты. Расчетливый делец, ворочавший миллионами червонцев, Ханжонков, создается такое впечатление, привлекал средства со всех отраслей российской промышленности для развития своего любимого кинодела.

Его феноменальные способности заключать выгодные сделки, выбивать почву из-под ног конкурентов только благодаря логически выверенным действиям постоянно удивляли, поражали современников.

В России деньги не были противопоказаны никогда, и деятельность А.А. Ханжонкова тому блистательный пример. Этот человек не намерен был покидать Родину, ему хотелось жить здесь, ему хотелось, чтобы русское кино оставалось в России и чтобы оно было по всему миру. Он считал, что огромная страна Россия не может не иметь национального кинематографа, как она не может отказаться от своей литературы, театра, живописи... Противное он понимал как национальный стыд.

Уделяя огромное внимание передовой кинотехнике, А.А. Ханжонков поощрял своих сотрудников к изобретениям, искал и находил талантливых людей. В его лабораториях проводились многочисленные эксперименты по внедрению в кино цвета и звука (так называемый "синеманатюр"). Для нас цвет и звук стали неотъемлемой частью кино, а тогда, на заре века, сама мысль об этом была открытием. А.А. Ханжонков творил свой кинематограф. Он взращивает, в прямом смысле этого слова, целую плеяду замечательных актеров, режиссеров, операторов...

В труппе Введенского народного дома Ханжонков нашел Ивана Мозжухина. В эмиграции он станет кумиром европейской публики, его будут сравнивать с героем пьесы Дюма-сына "Кин, или гений и беспутство". Американцы увидят И.Мозжухина в начале 1918 года и сразу причислят к сонму своих кинобожеств. Этот сын крестьянина стал "королем экрана" после ролей, сыгранных в фильмах "Крестьянская доля" (реж. В. Гончаров, 1912 г.), "Ночь перед рождеством" (реж. В. Старевич, 1913 г.), "Домик в Коломне" (реж. П. Чардынин, 1913 г.).

В фирме Ханжонкова первой звездой русского кино стала Вера Холодная, сыграв Елену в картине "Песнь торжествующей любви" (реж. Е. Бауэр, 1915 г.).

В фильмах Ханжонкова блистала прима-балерина Большого Императорского театра Вера Алексеевна Каралли, которую современники хвалили за "сильную игру". Артистам Императорских театров было запрещено сниматься в кинематографе, но Каралли была уверена, что московский балет нуждается в ней больше, нежели она в нем. Очевидно, так считало и руководство Императорских театров.

В фирме Ханжонкова работали Ф.Ф. Комиссаржевский, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Казаченко, Луи Форестье, дочери Шаляпина...

Однако русская киновольница отсчитывала последние дни. Жестокие потери начались уже с лета 1917 года — умер Евгений Бауэр. В январе 1919 года от отравления недоброкачественными продуктами скончался Витольд Полонский, а через месяц Одесса хоронила умершую от испанки Веру Холодную. Через год началась тотальная эмиграция русских кинематографистов из Крыма. А к концу 20-го года Советское правительство завершило национализацию в области кино.

Создание своей киноимперии А.А. Ханжонков начал с 5.000 рублей — реверсуммы, которой русское правительство обеспечивало семьи офицеров Войска Донского, вышедших в запас моложе 28 лет. Забывал позаботиться о своем здоровье, не жалел финансовых средств для любимого дела, не успел обеспечить материальное благополучие семьи, не сделал накопления в зарубежных банках.



Сайт управляется системой uCoz