Венеция-2005: лев горбатый, но золотой

Азиатские режиссеры побеждают в Венеции не мытьем, так катаньем.

Напряженный, полный слухов, сплетен и домыслов финальный день Венецианского кинофеста завершился непредсказуемым парадоксом. Жюри во главе с Данте Ферретти, оформившим своими навязчивыми львиными статуэтками стоимостью миллион евро прошлогоднюю и нынешнюю мостру, провело изощренную и аккуратную работу. Ни к одной объявленной награде невозможно предъявить серьезных претензий. За одним исключением. "Золотой Лев" за лучший фильм присужден мастерской, но абсолютно бессмысленной и традиционалисткой картине Энга Ли "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005) — американской любовной эпической истории, без тени иронии спрятанной в оболочку гомосексуального вестерна. Одну из главных ролей в этом архаичном открыточном гибриде исполняет Хит Леджер, не теряющий одинакового выражения лица во всех фильмах, где бы он не снимался. Твердость руки директора фестиваля, буддиста и азияманьяка Марко Мюллера продолжает ощущаться, даже когда самые шумные и модные азиатские режиссеры конкурсной программы (Китано и Пак) остаются вне призового поля.

"Серебряный Лев" за лучшую режиссуру получил режиссер-интеллектуал и трудоголик, известный только подлинным киноманам и профессионалам, француз Филипп Гаррель за совершенную и скучноватую, но затягивающую шестидесятническую, трехчасовую зарисовку в черном и белом "Постоянные любовники" /Les Amants reguliers/ (2005). Италия всегда была в сложных отношениях со своим великим сыном Бернардо Бертолуччи, и этой наградой она берет эмоциональный реванш. Неоромантическая картина Гарреля о революции баррикад 68 года во Франции — спор с оберточными полноцветными "Мечтателями" Бертолуччи. Главную роль в обоих картинах исполнил жгучий красавец Луи Гаррель — сын режиссера. Оператор Уильям Любчанский (оператор Отара Иоселиани), снявший "Постоянных любовников" отмечен наградой Венеции "за техническое совершенство".

Очень почетный и личный "Специальный приз жюри" за самый современный фильм конкурса в виде какой-то тяжеленной стеклянной прозрачной тарелки уволок культовый и страшный Абель Феррара за фильм "Мария" /Mary/ (2005), пожелавший удачи "отцам и детям".

"Чаша Вольпи" за лучшую мужскую роль ушла несгибаемому и подсохшему американцу, одновременно похожему на англичанина и итальянца Дэвиду Стрэтэйрну. Он работал в дуэте с Клуни в режиссерской черно-белой картине последнего "Спокойной ночи, и удачи" /Good Night, and Good Luck/ (2005), а перед тем как покинуть сцену попытался из полученной пустой чаши напиться. Есть подозрение, что второстепенная роль Роберта Дауни-младшего сложилась в фильме интересней, а Стрэтэйрн просто попал на пересечение линий сценарного напряжения и напряжение это через себя удачно пропустил.

Такую же чашку за лучшую женскую роль получила актриса во втором поколении, округлившаяся молодушка Джованна Меццоджорно за роль нашей современницы, мучимой кошмарами из-за "сложных" отношений с отцом, сыгранной ей в фильме Кристины Коменчини "Зверь в сердце" /La bestia nel cuore/ (2005).

А награда имени Марчелло Мастрояни за лучший дебют ушла к француженке Меноти Сезар, появившейся в семидесятнической ретродраме Лорана Канте "К Югу" /Vers le sud/ (2005).

За лучший сценарий справедливо были отмечены крайне популярный в Италии и живущий там уже полгода Джордж Клуни и его напарник Грант Хеслоу.

"Особый Лев" вручен Изабель Юппер, за то, что она ушла от мужа (Паскаль Грегори), а потом вернулась, в камерной пьесе по рассказу двуязычного классика Джозефа Конрада в постановке Патриса Шеро "Габриэль" /Gabrielle/ (2005).

Премия ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) за лучший фильм конкурсной программы, как и выходило по рейтингам прессы итальянской, досталась тоже всеобщему любимцу Джорджу Клуни ("Спокойной ночи, и удачи" /Good Night, and Good Luck/ (2005)).

Вторая конкурсная программа, которая в этом году была крайне интересна и чуть ли не интересней основного конкурса поддержала двумя главными наградами мощную волну восточноевропейского кино. За лучший фильм в этой шикарной программе "Горизонты" награжден поляк Лех Ковальский за парадоксальную и неожиданную документальную работу "Восток Рая" /East of Paradise/ (2005).

Лучшей документальной работой этой программы наоборот призвана полуигровая постмодернисткая мистификация екатеринбуржца Алексея Федорченко "Первые на Луне" (2005), которая первой из венецианских картин появится 29 сентября в российском прокате.

А приз ФИПРЕССИ в этой программе отметило радикальную визуально-текстовую абстракцию великого Вернера Херцога "Дикая синяя глубина" /Wild Blue Yonder, The/ (2005).

"Лев Будущего" Луиджи де Лаурентиса остался у Гелы Баблуани за его черно-белый французский дебют "13" — удачный безбюджетный экзистенциальный триллер о криминальных ставках на русскую рулетку.

В итоге российский зритель посмотрит большинство фильмов основной венецианской конкурсной программы, но самые интересные и необычные картины "Горизонтов" его глазу, к сожалению, не достанутся.



Сайт управляется системой uCoz