Венеция-2005: лучшие фильмы в России не увидят

Венецианское изобилие постоянно напоминает, что большинство из самых неожиданных и необычных картин российский зритель не увидит. Они так и останутся неизвестной территорией. А фильмы эти самые, что ни на есть Настоящие. Ради них существуют кинематограф и фестивали.

Американский концептуалист и сюрреалист, автор культового пятичастевого "Кремастера" /Cremaster/ (1995-2002) на котором давились в зале московского "Музея кино" сведущие зрители предпоследнего Московского кинофестиваля, нынешний муж Бьорк — Мэттью Барни, представил в конкурсной программе "Горизонты" свой новый опус. "Drawing Restraint 9" (2005) — заснятый на кинопленку масштабнейший концептуальный перформанс Барни. Он давит своим масштабом, как документальная картина Джеймса Кэмерона "Призраки бездны: Титаник" /Ghosts of the Abyss/ (2003). Здесь тоже огромные океанские лайнеры ангажированы за большие деньги только для проведения акции Барни, где он и Бьорк исполняют главные роли. Речь идет о реализации неспешного фантастического ритуала в костюмах из шкур и костей морских животных. Церемония подготовки и одевания — занимает два часа этого длиннющего, но затягивающего своей нереальностью фильма. Обнаженная Бьерк купается в бассейне с подрезанными специальным способом лимонами. Парикмахер бреет голову и брови Барни во время его сна. Огромный японский китобойный корабль вместо кита гарпунит какую-то немаленькую плавучую болванку, а в это время на плавучем киторазделочном заводе другие японцы готовят крестообразный бассейн с быстро застывающим китовым жиром, напоминающим нереально большой кусок тофу... В общем, описание этой изощренной чайной церемонии ничего не объяснит никому. Это надо видеть своими глазами, втягиваться и поражаться фантазии, иронии и безумию автора и его подруги.

Австрийский классик неигрового кино Михаэль Главоггер представил в "Горизонтах" картину, заслуживающую основного конкурса и серьезных наград. Документальная история в пяти частях "о способах работы в мире" — "Смерть рабочих" /Workingman's Death/ (2005) — коллекция необычных уходящих фактур. Донбасс, Украина: нелегальные шахтеры (женщины и мужчины) доисторическим способам, лежа между пластами молотком и кайлом добывают уголь. Рынок в Нигерии: резчики горла режут козлов и буйволов (до 350 в день), экран напрочь залит бьющей из артерий кровью, другие специалисты этих козлов обжигают и моют для продажи. Индонезийские плавильщики серы, заткнув рот тряпкой, чтобы не сжечь слизистую оболочку, таскают серные "слитки" и делают из них сувениры. Китайские сталелитейщики выплавляют чугунные чушки. Пуштунские сварщики в Пакистане режут ацетиленовыми горелками гигантское списанное советское судно "Святой Георгий" для последующей переплавки. Для Главоггера подобные сюрреалистические трудозатраты, чудовищная механическая работа — некий уходящий традиционный ритуал, умирающее древнее искусство, с гибелью которого умирает целая философская категория — "РАБОЧИЙ".

Последние дни в Венеции пройдут у участников фестиваля в раздумьях о том, кто получит главную награду. Фильмы заканчиваются, близится подведение условного итога.



Сайт управляется системой uCoz