ВЕНЕЦИЯ 2008: Ох уж эти призраки

В ретроспективу включено около 30 фильмов, снятых в течение трех самых ярких десятилетий итальянского кино, а именно между 1946 и 1975 годами. Киноколлекции и архивы продолжают открывать названия, фильмы, истории и режиссеров, которых газеты того времени, ослепленные богатством самого прекрасного кино на свете, удостаивали лишь "коротких рецензий" без указания автора.

Это фильмы, которые долгое время оставались всего лишь названиями в фильмографиях или показывались глубокой ночью по телевидению, но в целом оставались за пределами даже самых подробных историй итальянского кино.

Эти "призраки", возрожденные на Венецианском фестивале, демонстрируют нам кино, в котором отразились две тесно переплетенные тенденции: способность отражать "вживую" историю и текущие события в меняющейся Италии, начиная с послевоенного периода до экономического чуда и социальных противоречий этого роста; и большая свобода выражения, предоставленная режиссерам, которые часто оставались незамеченными в промежутке между большими мастерами и халтурщиками и которые сегодня видятся нам как настоящая "итальянская новая волна".

Среди картин, которым следует дать вторую жизнь, прежде всего следует отметить "анти-неореалистов": фильмы, которые используют мелодраму, чтобы показать историческую и социальную реальность послевоенных лет, — такие как "Человек возвращается" (1946) Макса Нойфельда, где Анна Маньяни добивается в суде смертного приговора фашисту, убившему ее сына. Или "Город скорби" (1949) Марио Боннара, показывающий беженцев, спасающихся из Истрии после того, как их земли были переданы Югославии. Или "Крик земли" (1949) Дуйлио Колетти, где режиссер, опираясь на сценарий Карло Леви, рассказывает драме и надеждах, связанных с основанием государства Израиль.

Послевоенная Италия также является главным действующим лицом "нуара" "Письмо на рассвете" (1948), где Фоско Джакетти играет кокаинового барона в мрачном Милане, изображенном режиссером Джорджо Бьянки как суровый и холодный американский большой город; а также в потрясающем "фильме на развалинах" "Небо — красное" (1950), поставленном Клаудио Горой по роману Джузеппе Берто. Также будет показана лента Луиджи Дзампы "Трудные годы" (1948) — горькие размышления об Италии, в которой бывшие фашисты переметнулись в антифашистской лагерь. Равно как и "Процесс в городе" (1949), реконструирующий историю о каморре в Неаполе времен Belle Epoque и представляющий сегодня особый интерес после публикации книги "Гоморра". "Героиня дня" (1956) Мазелли — великолепный дебют на экране красавицы Вирны Лизи — переносит нас в мир моды, предвосхищая Италию годов экономического бума и летних отпусков, изображенных в "Львах под лучами солнца" (1961), безжалостно разоблаченных Витторио Капрриоли, чей другой фильм "Париж, дорогая" (1962) подтвердил, что он не только великий актер, но и режиссер, достойный, чтобы его заново открыли.

Зрители также увидят Италию римских окраин, описанную Пазолини в романе "Жестокая жизнь", который перенесли на экран Паоло Хойш и Брунелло Ронди в 1962 году, и кинопробы Пазолини для фильма, который так и не был снят, — "Дикий отец" (они были найдены Национальным киноархивом). И Италию экономического чуда в "Красавице из Лоди" (1963), где Марио Миссироли предлагает лицо Стефании Сандрелли "прикоснувшимся к чуду" итальянцам. В "Привольной жизни" (1962) Лучано Сальче снимает певца Луиджи Тенко в его единственной роли в кино, чтобы показать "тех, кто никогда не добьется успеха". В своем фильме-расследовании "Запретная Италия" (1963) Энцо Бьяджи показывает запрещенную Италию, а Италия "Базилисков" Лины Вертмюллер (ее дебют, продюсерами которого были Эрманно Ольми и Туллио Кезич) представляет собой деревушку на юге, которая почти не изменилась за 15 лет, прошедших после фильма Висконти "Земля дрожит". Италия миланских рабочих предстает на экране в "Живой коже" (1964) Джузеппе Фины с Эльзой Мартинелли в роли иммигрантки из Пульи. Те же, кто ищет нового "чуда" в Америке, показаны в "Смоге" (1964) Франко Росси с Энрико Марией Салерно в главной роли.

Группа фильмов о "другой Италии" демонстрирует нам кино, где открыто говорится о гомосексуализме (как в "Агостино" Болоньини, 1963) и аборте (как в "Новом мире" Витторио Де Сики, 1964). Но это также и очень современное кино по своему языку, способное противостоять вызовам современности и создающее форму, отмеченную большой свободой повествования: от Каприоли до Болоньини и Франко Росси, и даже Де Сика в фильме, целиком снятом в Париже, показывает, что способен работать в стилистике "новой волны".

Один день ретроспективы будет посвящен теме "1968 год за один день: серия "эксцентричных" фильмов". Среди них шедевр Кармело Бене "Богоматерь турок", награжденный в Венеции в 1968 году. Национальный киноархив покажет полную версию картины, в которую возвращены вырезанные сцены. "Огонь!" поставлен Джанвитторио Бальди — одним из самых интересных представителей "молодого итальянского кино". Во "Флэшбэке" Раффаэле Андресси, мастера документальных фильмов об искусстве, ужасы войны показаны в фантастической манере с явными намеками на Вьетнам, а лента Марио Моничелли "Надо же, бабушка умерла!" являет собой дивертисмент на тему духа протеста.

И, наконец, состоится показ отреставрированных фильмов в версиях, которые никогда ранее не появлялись на экране. Это "Чудовища" Дино Ризи с двумя дополнительными новеллами; "Таинственная" Джулио Куэсти в длинной версии, никогда не показывавшейся публично; "Сила и разум" — интервью, которое Роберто Росселлини взял у Сальватора Альенде. На специальном сеансе, посвященном Феллини, будут показаны "Белый шейх" с 20 минутами вырезанных сцен, недавно найденных Национальным киноархивом, и снятый для телеканала RAI документальный фильм Джанфранко Анджелуччи и Лилианы Бетти "А "Казанова" Феллини?", где Феллини делает кинопробы своих друзей на роль Казановы: Мастроянни, Тоньяцци, Гассмана, Алена Кюни и Альберто Сорди.

Эта ретроспектива является совместным проектом Венецианской Биеннале и Национального киноархива и представляет собой образец сотрудничества между фестивалем — местом, предназначенным для показа фильмов и представления их зрителям всего мира, — и архивом, который сохраняет историю итальянского кино. Помимо Национального киноархива (Cineteca Nazionale) при Экспериментальном киноцентре в Риме в реставрации фильмов приняли участие киноархивы Болоньи и Турина, ряд кинокомпаний и телеканалов Италии.

Некоторые фильмы будут показаны присутствии их создателей: режиссеров, актеров, сценаристов.

ВСЕ ФИЛЬМЫ РЕТРОСПЕКТИВЫ

Человек возвращается / Un uomo ritorna
Реж. — Макс Нойфельд / Max Neufeld (1946)

Трудные годы / Anni difficili
Реж. — Луиджи Дзампа / Luigi Zampa (1948)

Письмо на рассвете / Una lettera all'alba
Реж. — Джордж Бьянки / Giorgio Bianchi (1948)

Крик земли / Il grido della terra
Реж. — Дуйлио Колетти / Duilio Coletti (1949)

Город скорби / La città dolente
Реж. — Марио Боннар / Mario Bonnard (1949)

Небо — красное / Il cielo è rosso
Реж. — Клаудио Гора / Claudio Gora (1950)

Процесс в городе / Processo alla città
Реж. — Луиджи Дзампа / Luigi Zampa (1952)

Героиня дня / La donna del giorno
Реж. — Франческо Мазелли / Francesco Maselli (1956)

Львы под лучами солнца / Leoni al sole
Реж. — Витторио Каприоли / Vittorio Caprioli (1961)

Жестокая жизнь / Una vita violenta
Реж. — Паоло Хойш и Брунелло Ронди / Paolo Heusch and Brunello Rondi (1962)

плюс кинопробы к фильму Дикий отец / Padre selvaggio, реж. Пьер Паоло Пазолини / Pier Paolo Pasolini (1962)

Агостино / Agostino
Реж. — Мауро Болоньини / Mauro Bolognini (1962)

Париж, дорогая / Parigi, o cara
Реж. — Витторио Каприоли / Vittorio Caprioli (1962)

Привольная жизнь / La cuccagna
Реж. — Лучано Сальче / Luciano Salce (1962)

Римские тайны / I misteri di Roma
Коллективный фильм, сделанный по идее Чезаре Дзаваттини (1963)

Красавица из Лоди / La bella di Lodi
Реж. — Марио Миссироли / Mario Missiroli (1963)

Запретная Италия / Italia proibita
Реж. — Энцо Бьяджи / Enzo Biagi (1963)

Василиски / I basilischi
Реж. — Лина Вертмюллер / Lina Wertmuller (1963)

Смог / Smog
Реж. — Франко Росси / Franco Rossi (1963)

Живая кожа / Pelle viva
Реж. — Джузеппе Фина / Giuseppe Fina (1964)

Новый мир / Un mondo nuovo
Реж. — Витторио Де Сика / Vittorio De Sica (1964)

Чудовища / I mostri и две ранее не показанных новеллы (1963)
Реж. — Дино Ризи / Dino Risi

Белый шейх / Lo Sceicco Bianco и ранее не показывавшиеся сцены из фильма
Реж. — Федерико Феллини / Federico Fellini (1952)

А "Казанова" Феллини? / E il Casanova di Fellini?
Реж. — Джанфранко Анджелуччи и Лилиана Бетти / Gianfranco Angelucci and Liliana Betti (1975) плюс рекламный ролик Banca di Roma, где звучит голос Феллини

Сила и разум / La forza e la ragione
Реж. — Роберто Росселлини / Roberto Rossellini (Интервью с Сальвадором Альенде) (1971)

Таинственная / Arcana
Реж. — Джулио Куэсти / Giulio Questi (1972)

Богоматерь турок / Nostra Signora dei Turchi
Реж. — Кармело Бене / Carmelo Bene (1968)

Огонь! / Fuoco!
Реж. — Джанвитторио Бальди / Gianvittorio Baldi (1968)

Флэшбэк / Flashback
Реж. — Раффаэле Андреасси / Raffaele Andreassi (1969)

Надо же, бабушка умерла! / Tò, è morta la nonna!
Реж. — Марио Моничелли / Mario Monicelli (1969)

Итальянка в Алжире / L'italiana in Algeri
Реж. — Эмануэле Лудзати / Emanuele Luzzati (1968) (короткометражный)



Сайт управляется системой uCoz