Драконы жанра, или Не все то "ню", что блестит

Минскую кинотусовку, имея в виду под этим немного затасканным словечком завсегдатаев прохладных столичных кинотеатров, взбудоражил небольшой скандал. Он не вопиющ, но довольно показателен.

Можно даже сказать, что он имеет чисто белорусскую природу, так как в отличие от России и Украины у нас все еще принято заботиться об "облико морале" современного кино и душевном здоровье зрителей. И это, наверное, хорошо. Уж каким способом — это другой вопрос, он, скорее, из области этики, чем профессиональных навыков.

Так или иначе, ситуация проста: во время показа очередного цикла популярного проекта "Киноформат 4х4" из фильма австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Импорт-экспорт" без разрешения правообладателя — российской компании "Кино без границ" — было вырезано несколько сцен, скажем так, фривольного характера. В УП "Киновидеопрокат" посчитали, что на неокрепшие умы белорусских зрителей фильм может подействовать не должным образом. Даже элитные зрители Каннского кинофестиваля, где фильм был показан в основном конкурсе, не знали о себе такой заботы. Впрочем...

Эта вольность прошла бы незамеченной, но продвинутые киноманы и пользователи ЖЖ подняли настоящую бурю и возмутились произошедшим. Как утверждают зрители, из-за вырезанных сцен изменился сюжет картины, которой, кстати, экспертно-художественный совет поставил и без того строгое возрастное ограничение — для аудитории старше 18 лет. Однако фильм был еще порезан, о чем зрители, честно заплатившие за билет, не были предупреждены, а это уже нарушение прав потребителей, которые должны получить развлекательную услугу в полном объеме в соответствии с прейскурантом.

В результате российская газета "Новые Известия" опубликовала статью о "новом витке" цензуры в минских кинотеатрах, генеральный директор УП "Киновидеопрокат" Василий Коктыш, четкий и грамотный профессионал, вынужден приносить извинения за действия подчиненных, а правообладатель фильма, компания "Кино без границ", рассматривает возможность судебного иска. Ведь такое в ее практике уже было. В общем, говоря образно, мы умудрились сесть в лужу даже во время засухи.

Всего этого можно было бы избежать, если соблюдать простую "технику безопасности" в обращении с современным искусством. Во-первых, фильм можно было просто не включать в июльскую программу "Киноформата". Потому что даже при самом поверхностном ознакомлении с ним, а также с многочисленными рецензиями становится понятно, что тема его — торговля людьми, подпольный рынок сексуального рабства и насилия — диктует жесткое художественное решение. И здесь не обойтись только сценами воздушных поцелуев. Нелегальные притоны и бордели Европы, а отнюдь не вишневый сад помещицы Раневской — вот место действия этого безысходного и мрачного сюжета.

Во-вторых, само имя режиссера Зайдля уже говорит о многом. Вместе с коллегой по цеху Михаэлем Ханеке и лауреатом Нобелевской премии, автором "Пианистки" Эльфридой Елинек Зайдль — один из самых яростных и неудобных представителей современной австрийской культуры. Что стоит за этой яростью и "неудобностью" — настоящая художественная позиция или позерство, тоска от пресыщенности материальными и духовными благами старушки Европы, — каждый зритель волен определять для себя сам. Однако очевидно, что даже в запахе свежескошенной травы Зайдль отыскал бы патологию. Предыдущий фильм режиссера "Собачья жара" рассказывал о тяготах городской жизни в герметично замкнутом пространстве мегаполиса. Приятного там тоже было мало...

В-третьих, не любители дешевой "клубнички" ходят на "Киноформат", зрители этого проекта, можно сказать, профессионалы. Тем более что сегодня в дневном телевизионном эфире можно увидеть такое, от чего волосы встанут дыбом и никакие ножницы цензуры не достанут.

В данном конкретном случае встает вопрос об уважении к зрителю как со стороны художника, так и со стороны существующих художественных советов и экспертно-художественных комиссий, которые никак не могут поверить в то, что зритель сам может разобраться, что есть искусство, а что нет. "Дом-2", "Комеди клаб", "Аншлаг", "Кривое зеркало", в очередной раз и наверняка с успехом показанная "Бригада" своей рутинной и обыденной пошлостью приносят, по-моему, гораздо больший вред, чем иные образцы авторского европейского кино. Они ежедневно вдалбливают в головы многомиллионной аудитории совершенно плоские идеи, отупляя своей доступностью. Просто пошлость здесь усреднена, обесцвечена, бесталанна, а потому и не блестит на солнце, как голая лодыжка.

Но со времен выставки абстракционистов в Манеже 1 декабря 1962 года и до недавнего скандала с выставкой "Соц-арт" и его "Целующимися милиционерами" бдительные цензоры готовы к команде "фас".

Несколько сцен "ню" в финале спектакля "ДК Данс" минского режиссера и актера Славы Иноземцева, чей театр "ИнЖест" давно и заслуженно пользуется устойчивой экспортной репутацией, когда-то на годы лишили его репетиционной точки и возможности вообще работать в столице. Театр с именем вдруг оказался никому не нужен. От него шарахались как черт от ладана, после того как было написано гневное письмо в инстанции. К счастью, прошло время, конфликт улегся...

Вероятно, широта взглядов нарабатывается с годами. И должно пройти еще много времени, чтобы мы наконец, влившись в европейское культурное пространство, поняли: не все то "ню", что блестит...



Сайт управляется системой uCoz