"Володь, выручай, сыграй полотера!"

28 июля исполняется 85 лет со дня рождения замечательного актера и режиссера Владимира Павловича Басова. По этому поводу Первый канал показывает документальный фильм "Дуремар и красавицы".

На наши вопросы о картине любезно ответил режиссер Никита Евган:

— Это кино о личной жизни Владимира Басова. Такое кино — закулисное. Он был человеком сложным, тяжелым, у него было несколько браков, поэтому и фильм так называется. Кроме того, у него было много романов, достаточно серьезных. В общем, это кино о том, какие обстоятельства сопутствовали его бракам, о любви, расставании с очередной женой, об отношениях между детьми и так далее. Начинается фильм с эпизода, где он играет самую известную свою роль, самую народную — торговца пиявками Дуремара. В роли Дуремара он великолепен, почти клоун, а в этот же самый момент в его жизни как раз происходило очередное расставание, очередная драма.

На самом деле, он никакой не Дуремар, он совершенно другой — сложный, тонкий, ранимый, такой человек с южным лицом, с лицом итальянца. Он был женат на самых красивых актрисах своего времени, одна из них — Наталья Фатеева (хотя она не принимает участия в фильме), влюблялись в него тоже самые красивые женщины.

Да, наверное, под конец жизни он был незаслуженно забыт, наверное... но кто не забыт?

Надо помнить, что он был очень хорошим режиссером. Он был профессионалом, такой режиссер из режиссеров. Елена Санаева мне рассказывала, что Басов учил Ролана Быкова монтировать. Известный случай: с Басовым спорил какой-то актер на съемочной площадке, и Владимир Павлович ему сказал: "Ты знаешь, кто такой вообще актер? Актер — это светотоновое пятно!".

Он был очень разный человек, в зависимости от того, на пике волны он находился или внизу, — менялось его состояние.

С ним много связано забавных случаев — ведь известно, что Басов был человеком пьющим и веселым. При этом он был человеком небедным — можете себе представить, какой был гонорар за "Щит и меч", у него всегда были "Волги", одну, правда, у него украли. Вот на одной из этих машин он как-то взял и въехал на Красную площадь. Человек ведь творческий, может, дороги не разобрал.

А вот, если помните, одна из его самых ярких ролей в фильме "Я шагаю по Москве" — была вообще его первая роль в кино. Он стал сниматься случайно. Что-то там произошло, и его попросили в эпизоде сняться. Он ведь закончил режиссуру и совсем не собирался играть. Какая-то случилась заминка, и кто-то сказал: "Володь, выручай, сыграй полотера!". И такая маленькая роль, а как она хорошо легла, а потом пошло: "Володь, давай там, Володь, давай сям!". И получило кино большого актера Басова.

26 июля в 11.00 документальный фильм "Дуремар и красавицы" на Первом канале
28 июля в 20.45 документальный цикл "Острова" на канале "Культура"
28 июля и 29 июля в 21.20 художественный фильм "Тишина" на канале "Культура"

К 85-летию со дня рождения Владимира Басова телеканал "Культура" показывает программу "Острова", в которой о нем вспоминают Наталья Фатеева, Михаил Ульянов, Александр Митта, Наталья Величко и Лев Кулиджанов (28 июля, 20:45) и двухсерийный художественный фильм "Тишина" по одноименному роману Юрия Бондарева (28 и 29 июля, 21:20).

Владимир Басов — человек, которого сегодня называют одним из самых загадочных и непонятых мастеров кино. Доброволец Великой Отечественной войны, выпускник ВГИКа, народный артист СССР. Острохарактерный актер, одинаково яркий и неповторимый в экранизациях классики, комедиях, героических кинолентах и детских фильмах. Талантливый кинорежиссер и сценарист, создавший такие фильмы, как "Щит и меч", "Битва в пути", "Дни Турбиных".

Наталья Фатеева:

С Владимиром Павловичем мы познакомились в конце 1956 года. Я тогда во ВГИКе училась на четвертом курсе (туда я пришла на 4 курс из Харьковского театрального института). И меня его ассистент Фаина Львовна Лёвшина пригласила на кинопробу в фильм "Случай на шахте восемь" по сценарию Фрида и Дунского.

Наталья Фокина:

"Случай на шахте восемь" — это сценарий, который был написан Фридом и Дунским сразу же после из возвращения из вечной ссылки. Как Фрид говорил: "Так как ничто на свете не вечно, то эта вечная ссылка кончилась для нас гораздо быстрее, чем предполагали, те, кто нас туда отправлял".
Они вернулись в Москву. Они встречались со своими бывшими друзьями и вгиковцами. Мы все их приветствовали, душевно радовались. Этот сценарий был их дипломным сценарием: им разрешили защитить диплом. Его взял Володя Басов. Ни только достоинства этого сценария его привлекли, а, главным образом, желание поддержать этих всеми нами любимых и уважаемых людей

Наталья Фатеева:

Первая встреча с Басовым... Совершенно незнакомый человек, о котором я знала, что он режиссер, а всегда страшно приходить к режиссеру, которого ты не знаешь, да еще на Мосфильм (это было мое первое появление на Мосфильме). Он мне сказал: "Выходи за меня замуж". Я поняла, что он шутит, и всерьез этого не приняла, — ну как это еще можно было воспринимать?
"Случай на шахте восемь" мы снимали в Инте — это место поселения политических и уголовных заключенных, которые во время войны копали там уголь. Это Печерско-угольный бассейн. И Фрид, и Дунский просидели там бесчисленное количество лет. Многие тогда были уже на поселении. Там мы встретились с совершенно удивительными людьми. Это была очень холодная зима. Невероятная зима. Замерзала камера. Но работать было удивительно интересно. И иногда, когда были свободные дни, мы собирались, как всегда это бывает, съемочной группой. Я тогда обратила внимание на то, как Владимир Павлович потрясающе рассказывает, как много интересного, с юмором, весело.

- И тогда Вы всерьез отнеслись к его предложению?

Во время съемок фильма он тоже мне говорил неоднократно, чтобы я выходила за него замуж. Но я была страшно смущена и напрягалась невероятно. А потом он меня настолько приступом взял, что я все-таки вышла за него замуж.
Вообще Владимир Павлович был блистательным человеком. Он был награжден от природы на десятерых. У него была замечательная память. Он был очень талантлив как режиссер. Он был потрясающий актер. Блистательный актер.

Александр Митта:

Как я помню, когда шли баталии — тогда все еще не устойчиво было — сценаристы претендовали на свою какую-то особенную роль в кинематографическом процессе... И на каком-то заседании Басов сказал: "Режиссер-постановщик потому и называется постановщик, что вот эта бумага их, она без него стоять не может. А мы это ставим". Такую гору писательского литературного хлама приходилось каждому из нас разгребать, прежде чем вы находили нормальный, драматургический материал, с которым можно работать. Тогда много было хаоса. Но он очень хорошо помогал, ставить мозги, так сказать, на профессиональный уровень.

"Битва в пути" (режиссер В. Басов, 1961)

Михаил Ульянов:

Владимир Басов был коллективист, он никогда не мог быть один. Всегда вокруг него какие-то хохочущие люди. И у него глаза были какие-то чуть шалые, чуть странные. В них была какая-то вера в то, что "Э-э... чепуха! Вот ТАМ было трудно. А это..."
Галина Николаева написала свой знаменитый роман "Битва в пути". Он был первым шагом в освоении противоречивых проблем.
Искали человека — героя, который побеждает и переламывает всё. И хотя этот герой переламывать может, но он одет в такое рубище идеологии, что лишних шагов ему не позволяют делать, как спеленатому быку.

Наталья Фатеева:

Роман "Битва в пути" был написан в период оттепели. Пока Владимир Павлович начинал эту работу, в жизни нашей страны очень многое изменилось. Началось время, как тогда называли, завинчивания гаек. К концу съемок фильма этот процесс уже созрел. Картину курировала Екатерина Алексеевна Фурцева. Каждый четверг она приезжала просматривать материал, который монтировался и доснимался.
Помните, что у Бахирева были большие проблемы в личной жизни. У него — главного инженера завода — любовь не к семье, не к жене, проблемы с женой. Это вообще было недопустимо. Напрочь запретили намеки на какие- то отношения Тины и Бахирева.
Картина претерпела очень большие изменения. То, что связано с душевной жизнью, интимной жизнью ушло из фильма, и поэтому я даже озвучивала этот фильм без всякого энтузиазма. Мне было так это неинтересно и так больно, поэтому я эту картину, честно говоря, просто не выношу.
Фильм этот пользовался невероятным успехом в нашей стране, а когда мы были в ГДР, это вообще было что-то фантастическое. Мне даже было стыдно, потому что мне казалось, что мы сняли "Броненосец Потемкин"...

Михаил Ульянов:

Нас принимали в Германии совершенно баснословно. Мы ездили в каких-то "Мерседесах" с сопровождением мотоциклистов. Вообще это была очень смешная история. Немножко глупо себя ощущали...
Короче говоря, наш посол разрешил нам въехать в Западную зону. Тогда это вообще ни под каким видом не было возможно. А посол своей властью дал разрешение. И мы поехали. Поехали на старой "Волге" к Рейхстагу. А перед Рейхстагом было в те годы пусто, масса зданий была снята, а Рейхстаг остался. Это было 9-ого мая. И когда мы туда подъехали, вдруг откуда-то появилось две машины, набитые молодыми ребятами. И шофер, который был с нами, сказал, что от них уходить надо, что это ребята "неверные". И мы поехали. А Басов говорит: "Вот, опять двадцать пять! Опять немцы. Опять мы воюем. Опять мы отступаем-наступаем". Вдруг в нем в этот момент загорелся какой-то азартный человек, боевой человек. Он офицером был.

"Тишина" (режиссер В, Басов, 1963)

Наталья Величко:

Очень неожиданно, помню что вечером, раздался звонок — просим приехать в группу "Тишина" для разговора с Басовым. Ну, я, конечно, очень хотела сниматься. Мне было все равно где сниматься — лишь бы сниматься. И когда я вошла к нему, первое впечатление было, сидел такой человек — очень похожий на кинорежиссера. Он очень любил бежевые тона, нарядно одеваться, клетку. И сказал: "Вот тут про вас все хорошо говорят, я очень спешу, мы уже снимаем давно картину ("Тишина" уже шла полным ходом). Давайте сразу, без кинопробы сниматься в фильме. Но я оставляю за собой право заменить вас, если я почувствую, что вы не справляетесь с ролью. Идет?"
Я робко ответила, что идет.
Я человек скромный. Я никак себя не выдавала. Мне даже казалось, что никто об этом не догадывается, хотя вся группа быстро поняла, что я просто влюблена в Басова. Я по наивности, когда мне нужно было отыграть план с Костей, когда я на него смотрю — любовь — я просила встать Басова. И тут я открывалась, смотрела влюбленными глазами — на экране получалось очень здорово. И Басов потом уже любил повторять "А ну-ка, поди-ка, посвети глазками".
В Париже, кстати, именно фильмом "Тишина" открывалась декада советского кино. И видимо был даже такой замысел политический: акцент был сделан на него. Хотя мы привезли тогда "Гамлета", "Чужую родню". То есть "Тишина" был даже политически заявленным фильмом, но европейцы тогда ничего этого не поняли. Для них это были какие-то тонкости, глубоко наши проблемы.

Михаил Ульянов:

Басов мне предложил сняться в роли Быкова, стукача и мерзавца, который пишет донос. С этим связана одна история. В это время театр Вахтангова собирался ехать в Германию и в Австрию. Тогда было так принято: министр перед тем, как едет какой-то коллектив, в данном случае Екатерина Алексеевна Фурцева, вызвала всех и сказала: "Вы везете "Человека с ружьем" и "Принцессу Турандот". Ну "Принцесса Турандот" — это ерунда, а вот "Человек с ружьем" — тут надо показать всю мощь". Ну, долго, так сказать, накачивала. Потом спрашивает: "Кто играет Ленина у вас?" А меня не было на этой встрече — я был на съемках. Рубен Николаевич говорит "Вот, Ульянов Михаил Александрович". "Как!" — закричала она — "Как он смеет играть Ленина и играть в тоже время такого мерзавца!" Рубен Николаевич говорит: "Екатерина Александровна, так ведь мы же актеры... "Не имеет значения" — был ответ.

Наталья Величко:

Владимир Басов мог набрать лучших: всегда мог собрать очень хорошую группу. Это не просто. Я это знаю по собственному же опыту, когда я начинала снимать картину. Собрать хороший коллектив очень трудно. А Басову это было легко. Потому что все шли к нему с удовольствием. Всегда весело. Басов любил себя чувствовать таким отцом семейства.

Владимир Басов:

Мне бы сказали — у тебя не будет ничего: не будет декораций, бракованная пленка; любитель- не очень много налетавший кинокилометров — за аппаратом — человек, который будет снимать. Но у тебя будет полная возможность поработать с актерами, которых ты любишь, пульс в пульс, создать магнитное поле вокруг себя, заразить этим магнитным полем исполнителя или исполнительницу, и потом, даст Бог, чтобы он перенес это зрителю. Я скажу: "Я согласен на всё".

Александр Митта:

Есть люди способные, например, пианист, у которого невероятно беглые пальцы или абсолютный слух. Вот у него в режиссуре были фантастические пальцы как у Горовица, так сказать, и слух совершенно абсолютный. Фантастическая память. Пространственное воображение. Я у него увидел, как режиссер расставляет мизансцену в пространстве, а потом поворачивает ее на 90 градусов, потому что солнце, так сказать, ушло.
Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень быстро, и четко, и складно монтировал. И вообще все, что происходило, прекрасно умещалось у него в голове. Из таких людей потом стали создаваться олигархи и большие политики. Он помнил всё.
К сожалению, кино обладает способностью сжирать человека. Если ты пытаешься противостоять этому, то ты рискуешь просто снять мало картин. Если ты поддаешься этому потоку, то он тебя съедает, потому что всё в кино устроено так, чтобы ты работал хуже. И не потому, что у тебя враги, а просто сделать что-то лучше неизмеримо труднее, чем просто хорошо. Об этом сказал Кабаяси, японский режиссер: "Когда посмотришь на эти вот изделия, (массовую продукцию, коммерческое кино он называл "эти") как мало отличаются наши фильмы от их фильмов, а как много усилий мы должны потратить, чтобы сделать эти отличия". Но смысл-то имеет делать только это, понимаете?

Наталья Фатеева:

Сейчас, вспоминая Басова, думая о нем и зная его так много лет (мы практически рядом прожили девять лет, и потом еще последние годы) мне кажется, что все-таки я его не знаю. Потому что он был сложным человеком, он был закрытым человеком. Хотя производил впечатление очень отрытого человека.

Александр Митта:

Нельзя в кино работать с удовольствием. Но вот у него хватало, так сказать, сил души, выглядеть так, как должен выглядеть режиссер. Потому что, когда у Джона Форда спросили: "Какие вещи должен делать режиссер?". Он назвал там две вещи, а потом сказал: "А в-третьих, надо улыбаться".

- "Тишина" был все-таки фильм о себе?

Владимир Басов:

Конечно, Тишина была о себе, и, в общем-то, "Щит и меч" тоже об этом же.

Наталья Величко:

Я прилетаю ночью в Дрезден на съемки фильма "Щит и меч". Стоит группа немцев и очень внимательно слушает Басова. А он пытается говорить по-немецки... Потом они просили меня сказать Басову, чтобы он не говорил по-немецки, потому что они совсем ничего не понимали... Ему хотелось и по-немецки говорить, ему хотелось быть и красивым, и мужественным, и талантливым. Он был исполнен жизни. Жизнь из него прямо фонтанировала.

Михаил Ульянов:

Ему нравилось шокировать людей. У него был портрет довольно неожиданный, не разглаженный. Мы ехали с ним вместе в Болгарию. Снимать тараканьи бега в "Беге". Он был счастлив: Тараканий царь Артур — прекрасно. У него было, так сказать, желание похулиганить по актерству. Иногда он перебирал, перехлестывал, так сказать, в этом шокинге. Но, тем не менее, это был история актерства. (Х/ф "Бег" Реж. Алов, Наумов, 1970).

Лев Кулиджанов:

Басов был человек с юмором. Я помню как он, шутя в компании, пародировал Сталина. "Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне". Он делал это замечательно. Просто замечательно. Я вот до сих пор это помню. До сих пор, а прошло уже очень много лет. Так что у меня были все основания приглашать его на картину "Преступление и наказание".

- Но, в общем, роль все равно неожиданная, некомедийная прямо скажем?

Вы понимаете, какая штука. Некомедийная, конечно некомедийная. Но она требовала определенной остроты. Определенного чувства понимания гротеска. Ведь она написана почти гротесково, почти гротесково.

Наталья Фатеева:

То, что Владимир Павлович сыграл много ролей, это связано с тем, что у него были такие обстоятельства в жизни, которые его заставляли это делать, Конечно, он надорвался. У него еще были личные неприятности, он пережил стресс колоссальный. Потом ему еще нужно было доказать свою состоятельность, что он хороший отец, что он всем нужен. Он должен был во всех радиопередачах показаться, во всех телевизионных передачах. Это требовало энергии, сил. Он везде был. Я ему говорила: "Слушай, ты не устал? Как ты успеваешь прочитывать эти сценарии? — Я их не читаю, — отвечал он.
Я однажды его пригласила в Большой театр послушать "Пиковую даму" — всю жизнь мечтала послушать "Пиковую даму". Нам билеты достались в первом ярусе в первом ряду. Постановка ужасная, допотопная. И вот Владимир Павлович высмотрел, выследил артиста миманса который на каком-то там плане сидел и весь спектакль спал. И вот Басов весь спектакль — в уши лилась хорошая музыка, действие было не интересное — все время наблюдал за этим человеком и все время мне на ухо шептал, чтобы и я за ним следила. Это было так смешно. Мы хохотали. Вокруг сидели люди, которые с таким серьезным лицом за всем этим наблюдали...
Как-то мы договорились, что утром, он мне позвонит и не позвонил. Потом мне звонят из группы и говорят, что куда-то Басов исчез, что они его ждут. Он обычно в 8 утра уже был в монтажной. Я говорю: "Ну вы что Басова не знаете? У него радио, телевидение... Он где-то там застрял..."
Потом начали все как-то тревожиться, потому что как-то странно было, чтобы Басов не позвонил. Прошло так много времени...

По материалам передачи "Острова"



Сайт управляется системой uCoz