Кризис кинокадров

Если верить исследователям, отечественная киноиндустрия переживает сегодня острую нехватку кадров — и творческих, и технических. Как справляются с такой ситуацией в отрасли и где выход?

Я присутствовал на обсуждении первого выпуска продюсерского факультета и задал его преподавателям вопрос: "Участвовали ли ваши выпускники в поиске денег или финансировании хотя бы одной студенческой работы за все время обучения? — вспоминает Сергей Мирошниченко, режиссер-документалист и педагог ВГИКа. — Ответ меня немало удивил: "Нет, мы даже запрещаем им это делать". Аргументированно обосновать свою точку зрения никто не мог". Уметь доставать деньги на проект — профессиональная обязанность любого продюсера: искать вложения, а не зарабатывать на производстве картины, поясняет Мирошниченко. И если человека этому не обучили, то завтра от него будет больше вреда, чем пользы.

Не случайно случайные

Недостаток в профессиональных кадрах в киноотрасли оценивается в 30-35% — к такому выводу пришла компания Movie Research Company, опросив в июне этого года методом глубинных интервью 57 экспертов (режиссеров, продюсеров, представителей российских киностудий). Сегодня киноиндустрии недостает киномехаников, осветителей, операторов, вторых режиссеров, ассистентов. Не хватает специалистов по спецэффектам, биомоделям, компьютерной графике и т. д. По мнению большинства опрошенных, кадровая проблема усугубляется замещением вакантных должностей случайными людьми, не имеющими соответствующего образования и нужной квалификации.

Сколько их

1000 специалистов с высшим кинематографическим образованием и

850 специалистов со средним специальным образованием ежегодно выпускается российскими вузами

70% производственного бюджета фильма уходит на оплату труда задействованных в нем специалистов

Выбрать не из кого

Скорость появления новых технических возможностей для производства качественного кино значительно опережает темпы подготовки кадров в профильных вузах, говорится в исследовании. "Во ВГИКе, к примеру, элементарно нет долби-студий, — разводит руками Станислав Ершов, директор Киностудии им. Горького. — Как можно выучить человека на инженера перезаписи, если он никогда не сидел за современным пультом?"

"Категорически не хватает профессиональных сценаристов. Особенно тех, кто понимает, как устроен сериальный формат, чем отличается сериал от полного метра, мини-сериал — от телеромана, — сердится Никита Евган, продюсер кинокомпании UMP. — Такое ощущение, что что-то случилось с нашей школой, потому что выпускники того же ВГИКа не знают основных правил драматургии. При том что сценарист — одна из самых высокооплачиваемых работ! Хороший профессионал на мини-сериале может заработать от $2000 до $5000 за серию. Такие люди всегда нужны, а в Москве их человек 10-15!" По словам Евгана, две самые дефицитные технические специальности — локейшен-менеджер (тот, кто выбирает объекты для съемки) и специалист по планированию съемок. Образования для таких работников вообще не предусмотрено.

Отдельный вопрос — режиссеры. КПД режиссерских выпусков эксперты, принявшие участие в опросе, оценивают как 5-10%, а нехватку творческих кадров, способных создавать кино на мировом уровне, связывают с разрушенной системой мастерских в профильных вузах.

"С молодыми режиссерами сложно договориться об окончательной версии монтажа, — делится опытом режиссер-продюсер Юрий Мороз. — После института, где учат в основном снимать короткометражки, люди приходят совершенно неподготовленными: они не могут распределить траекторию фильма, почувствовать, как говорится, его дыхание".

Спасение из Голливуда

"Сегодня в России работает порядка 200 компаний, производящих художественные и документальные фильмы, а также телесериалы. Для одного современного кинофильма требуется порядка 150-200 специалистов разного профиля. Нужно ли говорить, что их не хватает. Ситуация могла бы исправиться, если бы сегодня в индустрию пришли сразу порядка 5000 профессионалов из Голливуда. Меньшее число тут же растворилось бы в индустрии, как ежики в тумане", — комментирует кадровую ситуацию Нина Зверева, директор учебного центра компании "Амедиа". По ее словам, если хороших актеров сегодня вполне хватает (их выпускают еще и театральные училища), то креативных и исполнительных продюсеров, вторых режиссеров да и профессиональных режиссеров сериалов просто почти нет. Сегодня должность режиссера делят два специалиста — один работает с актерами, второй занят видеорядом. И оба спорят, "кто главный", хотя необходим один человек, совмещающий умение и того и другого. Не хватает осветителей, художников-постановщиков, художников по костюмам. "Из 20 новых работников, которые приходят в "Амедиа" по объявлениям, настоящий специалист лишь один. Остальные (пришедшие из журналистики, театра и более далеких от жанра отраслей) требуют профессиональной подготовки, которой, собственно, и занят корпоративный центр "Амедиа".

"Раньше выпускники институтов приходили на киностудию и какое-то время работали вторыми режиссерами, — рассказывает Мороз. — То есть учились составлять постановочный план, работать с массовкой, участвовать в организационном процессе съемок". По словам режиссера, сегодня промежуточный этап между обучением и самим производством отсутствует: "Человек сразу после выпуска становится режиссером-постановщиком, но что из этого получается?" В 2007 г. меньше пяти из 120 фильмов вернули те деньги, которые в них были вложены, сокрушается Ершов.

На профессиональных форумах постоянно раздаются жалобы: продюсеры вместе с режиссерами говорят, что нет достойных сценаристов, отдельно от режиссеров продюсеры утверждают, что нет хороших режиссеров, говорит сценарист Надежда Шахова. На самом деле хватает всех — нет четкой, логичной системы отбора кадров в кино, считает она: "Продюсеры научились зарабатывать, у них есть чутье на уровне востребованности фильма, но они не всегда умеют рисковать".



Сайт управляется системой uCoz