Ретроспектива Бергмана на канале "Культура"

90 лет назад родился Ингмар Бергман (1918 — 2007). Десятки знаменитых режиссеров называют его учителем. Стиль мастера неповторим. Бергман часто признавался, что мечтал бы работать анонимно, однако еще при жизни имя меланхоличного шведа стало символом современного искусства кино. Режиссера не стало 30 июля прошлого года. В тот же день ушел из жизни Микеланджело Антониони. Так завершилась великая и невозвратимая эпоха в истории мирового кинематографа. Во всех своих лентах Бергман говорил о поисках любви. Совершенный покой он обрел в одиночестве на острове Форё.

Суровый скандинавский пейзаж, каменистый берег, холодные волны Балтики. До 1990 года остров Форё был закрыт для иностранцев — там располагались военные базы Швеции. Тем не менее, этот крошечный кусочек земли навсегда останется заповедным для киноманов всего мира. Великим отшельником с острова Форё называли Ингмара Бергмана. Сам он говорил: "Я нашел здесь рай". На этом острове он писал свои гениальные сценарии в блокнотах из желтой линованной бумаги, которым Бергман не изменял с 1942 года, особой ручкой с большим шариком.

Первой картиной Бергмана, официально выпущенной в советский прокат, стала "Земляничная поляна". Чиновникам от кинематографа фильм сначала показался слишком фрейдистским. Потом, когда надо было выполнять разнарядку по западному кино, а "Земляничную поляну" признали вполне безобидной и выпустили без единой купюры, советскую цензуру не прошла картина "Лето с Моникой". "Будучи мальчиком, я посмотрел "Лето с Моникой". Это была пора, когда кино уже интересовало меня и смотрели перевернутый фильм Бергмана", — вспоминает сценарист, кинорежиссер Ираклий Квирикадзе.

Он называл свое творчество "невероятно детским". Каждую секунду Бергман готов был вернуться в свой детский мир, полный грез и страхов. В 1983 он снял картину "Фанни и Александр" и попрощался с кинематографом. "Он сказал: "Я ухожу из кино, но из театра меня только вынесут". Свое обещание он не сдержал", — рассказывает кинокритик Ирина Рубанова.

То что невозможно было реализовать в театре, Бергман с азартом восполнял в кино. Это был крупный план. Он говорил, что в глазах видна душа, и с невероятной дотошностью выставлял свет. Режиссер мог на протяжении нескольких недель вместе с оператором следить за изменением естественного освещения. При этом знаменитый финальный кадр из "Седьмой печати" — это была импровизация, сыгранная за считанные минуты. Вместо актеров, которых Бергман уже отпустил с площадки, в пляску смерти пустились техники и туристы. "Это великий режиссер, и его картина про рыцаря, который играет в шахматы со смертью, — величайшая в мире", — утверждает кинорежиссер Алексей Герман.

Бергман слыл невероятным киноманом. В десятке его любимых фильмов был и один российский — "Андрей Рублев" Тарковского. С ним Ингмар Бергман так и не встретился. По одной из легенд, режиссер не хотел встречаться с советскими гражданами. "Когда в 60-е годы советская делегация кинематографистов была в Швеции, с Бергманом пожелал встретиться Марк Донской. Он учинил ему допрос: почему ты такой высокий парень, швед, пессимист?" — продолжает Ирина Рубанова.

Сложно поверить в то, что великий швед панически боялся критиков. Только два фильма он снял не по собственному сценарию. Три "Оскара", каннская "Пальмовая ветвь", венецианский "Золотой лев" — Бергман лично не приехал ни за одной наградой. В одном из своих последних интервью Бергман сказал: "Единственное, чего я боюсь, — это утратить способность создавать что-то живое, трогающее людей". Напрасный страх великого гения, который уже станцевал со смертью ее причудливые танцы.

К 90-летию со дня рождения Ингмара Бергмана телеканал "Культура" покажет ретроспективу фильмов мастера. А сегодня в 23:50 смотрите в нашей программе документальный фильм "Бергман и остров Форё".

Ингмар Бергман. Достичь абсолютного совершенства

Он говорил: "Кинематограф — это лица, движения, голоса, жесты, тени и свет, настроения, мечты — ничего определенного, ничего ощутимого, но только мгновенное — иначе говоря, только видимость".

Он описывал безнадежный мир измученных людей, замкнутых в своем одиночестве. Он снимал "картины агонии", которые могли быть буквальной иллюстрацией знаменитого высказывания Кокто: "Кино — это искусство, показывающее, как смерть делает свое дело". Так говорит и один из персонажей его фильма: "Жизнь — это ни что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти".
Множество толкователей творчества Ингмара Бергмана пыталось ограничить личность великого мастера безмерным скептицизмом. Сам же он писал: "Всю сознательную жизнь я прожил с чувством, которое спасало меня в критические моменты и в несчастьях, было мне столь же надежной опорой, как и мое сердце. Бах называл это состояние радостью, Божьей радостью".

Он строил свои фильмы по образцу картин средневековых художников — "с той же объективностью, с той же чувствительностью, с тем же восторгом". Он противопоставлял догматизму и нетерпимости "молоко человеческой нежности". Он утверждал, что каждый человек, сталкиваясь с жестокостью и уродством земной жизни, неизменно приходит к утверждению двух незыблемых ценностей — Любовь и Творчество. Любовь как источник нового творения. "Любовь всепобеждающая торжествует!"

К 90-летию со дня рождения великого шведского режиссера Ингмара Бергмана телеканал "Культура представляет ретроспективу художественных лент мастера:

15 июля в 23:55 — художественный фильм "Седьмая печать",
16 июля в 23:50 — художественный фильм "Персона",
17 июля в 23:50 — художественная лента "Земляничная поляна",
18 июля в 23:50 — художественный фильм "Сарабанда"
,

Смотрите также документальные ленты, рассказывающие о жизни и творчестве режиссера — "Бергман и остров Форё" (14 июля в 23:50) и "О "Сарабанде"" (18 июля в 22:45).

"Бергман и остров Форё". Само присутствие режиссера в кадре — режиссера, которого мы привыкли воображать в зеркале его картин, а не видеть участником фильма, — уже большое событие. Бергман, находясь на пустынном и таинственном острове Форё в Балтийском море, впервые откровенно говорит о себе, о своем детстве, о своем отношении к окружающему миру. В этой картине зрители впервые могут приблизиться к пониманию внутреннего мира своего кумира, а их проводником в этом путешествии станет сам великий режиссер. Интересно все, каждая деталь рассказа Бермана. Но даже больше, чем его слова, интересно то, как он двигается, как говорит, как улыбается, как живет. Именно в этих бытовых характеристиках перед нами и открывается настоящий Бергман.

"Седьмая печать" — один из главных фильмов Бергмана и самая известная картина-притча мирового кинематографа. Это фильм о философии и метафизике, о смерти и о внутреннем мире человека. Сам Бергман говорил о ней: ""Седьмая печать" — одна из немногих картин, по-настоящему близких моему сердцу". В основу картины легла пьеса Бергмана "Роспись по дереву", а название взято из "Откровения" Иоанна Богослова.
Рыцарь Антониус Блок возвращается из крестового похода в родную Швецию... Его шахматный поединок со Смертью — один из самых известных эпизодов классического кинематографа; путешествие рыцаря и его оруженосца по пришедшей в упадок стране — затертый эпический сюжет — приобретает новое глубокое значение. В пути они встречают девушку, которую должны сжечь как ведьму. С ней Антониус Блок говорит о смысле бытия, о жизни и смерти, но она не может ему помочь. Он хочет исповедаться, но не знает, что его исповедник — сама Смерть. Кто же из них выиграет начатую партию?

"Персона". Это картина об одиночестве. Одиночестве внутреннем и одиночестве внешнем. Известная актриса Элизабет Фоглер (Лив Ульман) во время одного из спектаклей замолкает посреди действия. Сначала непонятно, то ли она стала немой, то ли это каприз. Наблюдающий ее психиатр советует ей отправиться на природу. Фру Фоглер едет к морю в сопровождении сиделки Альмы (Биби Андерсон). Элизабет все время молчит, а Альма рассказывает ей о своей жизни. Но удастся ли двум женщинам найти общий язык? Сам фильм рассыпается на разрозненные реплики. Многие сходятся во мнении, что "Персона" неискушенному зрителю могла бы показаться импровизацией, но за, казалось бы, бессвязными отрывками стоит колоссальная работа актеров и режиссера.

"Земляничная поляна" — один из самых известных фильмов Бергмана. Его структурная композиция — путешествие, географическое (профессор Исаак Борг с невесткой Марианной едет на торжественную церемонию по случаю присвоения почетного звания), временное (посещая те места, где прощла его молодость, он встречает старых знакомых) и пространственное (сны перемежаются с реальностью). Это фильм — взгляд внутрь себя, фильм — проекция своего прошлого на свое настоящее, попытка разобраться героя в себе самом. В нем Бергман определяет для себя те сюжетные и стилевые средства, которые впоследствии станут характерными чертами его творчества.
"В "Земляничной поляне" я без малейших усилий и вполне естественно перемещаюсь во времени и пространстве, от сна к действительности <...> Главная движущая сила "Земляничной поляны" — отчаянная попытка оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими до мифических размеров родителями, попытка, с самого начала обреченная на неудачу. Лишь много лет спустя мать и отец обрели в моих глазах нормальные пропорции — растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть. И наши встречи наполнились доверительностью и взаимопониманием", — пишет режиссер об этой работе.

К теме семейного непонимания Бергман вернется в картине "Сарабанда". Конфликт отца и дочери тесно переплетается с конфликтом мужа и жены — в этом фильме Бергман безжалостно препарирует человеческие эмоции. Марианна (Лив Ульман) приезжает к бывшему мужу Йохану (Эрланд Йозефсон) и остается погостить у него на несколько дней, — между ними дружеские, хотя и прохладные отношения. Она становится случайной конфиданткой Карин (Юлия Дюувениус), дочери сына Йохана (Борье Альстедт) от другой жены. Жизнь на периферии катастрофы — вот как можно было бы охарактеризовать этих четырех людей, любящих друг друга, но не умеющих разрешить ни внутреннего, ни внешнего конфликта.
Павильонная съемка придает картине ощущение интимности, камерности, сопричастности действию. Зритель ощущает себя вуайеристом, подглядывающим в замочную скважину. Сама структура фильма минималистична и схематична: 4 актера, 10 диалогов, пролог и эпилог. Однако в эти жесткие рамки попадает вся гамма человеческих эмоций, и невольно вспоминаешь, что от любви до ненависти всегда один шаг.

О том, как на самом деле проходила работа над картиной, зрители узнают из документального фильма "О "Сарабанде"". "Я требую от других того же, чего сам пытаюсь достичь, — абсолютного совершенства", — говорит режиссер. Своими впечатлениями от работы с Бергманом делятся также актеры и технический персонал, занятый в процессе съемок. "Он такой деятельный... Он не только работает с текстом — он подбадривает, старается обсудить все до съемок", — рассказывает Юлия Дуфвениус, исполнительница роли Карин.



Сайт управляется системой uCoz