Иствикская ведьма остановила время

Иствикская ведьма остановила время

На фестивале в Локарно в этом году много звезд — и актеров, и режиссеров. После Вима Вендерса "Почетного леопарда" вручили Аббасу Киаростами. Сегодня будут чествовать Джона Малковича, который утром проводит мастер-класс, а вечером на пьяцце Гранде получает Excellence Award — приз за карьеру. Но самый большой ажиотаж вызвало появление другой отличницы — Сюзен Сарандон. Из Локарно — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

С утра большой тент, выстроенный посреди зеленой лужайки, заполнился фанами с кинокамерами, в результате чего настоящие корреспонденты оказались на обочине событий. Увидеть и услышать "иствикскую ведьму" Сарандон собрались пол-Локарно и множество гостей. Звезд такого ранга на фестивале, ориентированном на авторское кино, здесь в последние годы почти не бывало. Но времена меняются.

Вопрос о течении и законах времени всплыл опять, когда вечером на пьяцце Гранде директор фестиваля Ирене Биньярди собралась вручить знаменитой американской актрисе Excellence Award. Взгляд директора был направлен на дальний угол площади, где в сгустившихся сумерках старинные часы должны были показать 21.30 и пробить соответствующий сигнал к началу просмотра. Но произошло чудо: часы именно в этот момент остановились. На лице директора отразилось изумление, и ей впервые пришлось начать церемонию без боя курантов. Сюзен Сарандон обыграла ситуацию, сказав, что ненавидит призы и готова принять сегодняшнюю награду не "за карьеру", а лишь "за половину карьеры". Прекрасная форма почти 60-летней звезды, появившейся в смело декольтированном платье, позволяет рассматривать это заявление совсем не как гиперболу. Сюзен Сарандон поразила всех и смелыми высказываниями. Например, "работу в театре можно сравнить с настоящим сексом, с настоящими партнерами, а кинематограф, где вашу роль кроят по кусочкам, скорее, похож на мастурбацию".

Чудеса продолжились на экране — в конкурсных фильмах "Зеркальная Маска" и "Настройщик землетрясений". Первый снят британским художником книжных комиксов и режиссером-дебютантом Дэйвом Маккином по отдаленным мотивам "Алисы в стране чудес". Девочка-подросток в ночь, когда ее матери-циркачке должны делать опасную операцию, видит сон, напоминающий антимир. В нем фигурируют гиганты, говорящие курицы и агрессивные сфинксы с кошачьими лицами, а ключом к выходу в реальность оказывается таинственная Зеркальная Маска. Сказочный сюжет разыгран с такой же непосредственностью, как в комиксах (Маккин использует свой солидный опыт в этом жанре), но при этом сохраняет романтизм и психологическую тонкость. Редкий случай: приемы компьютерной анимации не нивелируют стиль, а масштаб фантасмагории не исключает отдельной кропотливой проработки каждого персонажа, каждой куклы. Это чудесное, технически изощренное и абсолютно рукотворное зрелище для любого возраста, к счастью и к сожалению, лишенное брэндовой тупости "Гарри Поттера". К сожалению — потому что публика все равно предпочитает не ручную работу, а модный брэнд.

Иногда, правда, брэндом становится ноу-хау какого-нибудь фанатика-самоучки. Или даже двоих сразу — как это произошло с американскими братьями-близнецами Куэй. Десять лет назад эти многостаночники, не прошедшие мимо дизайна, книжной иллюстрации, балета и оперы, покорили Локарно своим первым полнометражным фильмом "Институт Бенджамена", где анимация вплеталась в игровой сюжет. За истекшее время стиль братьев, в котором критики усматривают влияние Тарковского, Бергмана и Дрейера, достиг зрелости и даже законсервировался. Фильм про маньяка музыкальных автоматов, пытающегося извлечь из трупа оперной певицы ее божественный голос, и про настройщика пианино, способного регулировать подземные толчки, выглядит как выдающееся необарочное произведение. В нем много мистики и в то же время какой-то дьявольской механики (привет от Босха) в изображении нашей земной преисподней. Это кино для эстетов — невообразимо прекрасное, пугающе изобретательное и скорее мертвое, чем живое. В этом его отличие от удивительно витальной и оптимистичной "Зеркальной Маски". В сумме эти две картины дают новую перспективу локарнскому конкурсу, который иначе рисковал бы погрязнуть в ворохе банальных социосемейных проблем.



Сайт управляется системой uCoz