"Время жить" в Екатеринбурге

С 23 по 27 июня в Екатеринбурге были представлены фильмы-победители международного социального кинофорума "Время жить", недавно прошедшего в Санкт-Петербурге. Зеркало кинофорума проводится в Екатеринбурге во второй раз, и фестиваль оказался одним из наиболее ожидаемых культурных событий.

Организаторам удалось найти нужный формат и собрать свою аудиторию. И это очень хороший результат, ведь социальное кино представлено заведомо некоммерческими проектами, и, зачастую, дебютными работами.

Естественно, список картин, показанных на Санкт-Петербургском фестивале намного длиннее, но надо принимать во внимание, что оригинальная программа фестиваля неоднородна. И организаторы сделали, на мой взгляд, исключительно правильный выбор: в Екатеринбурге представлены фильмы-победители киносмотра, что обеспечило высокий качественный уровень программы, куда вошли игровые полнометражные и короткометражные картины из России, Швейцарии, Норвегии, Румынии, Германии, Франции, Казахстана и Болгарии.

Особенно порадовала программа короткометражных лент российского производства, представленная картинами: "Высокие чувства" Леонида Пляскина, "Знаешь, мама" Георгия Данильянца, "Аргентина. Интервью с мертвым наркодилером" Михаила Марескина и "Два шоссе" Александра Маркова и Ника Теплова, которая позволяет сделать однозначный вывод: кино в России будет. Режиссеры уже есть. Авторы короткого метра хорошо работают с материалом, обладают оригинальным видением, в их работах отсутствует самовыражение как самоцель, но... Но во всех представленных фильмах слаба драматургическая составляющая.

"Высокие чувства" Леонида Пляскина

История "Высоких чувств" построена на простой как топор и безотказной как автомат Калашникова схеме любовного треугольника, с привлечением оппозиций детство — юность, школа — дом и т.д. В произведении ведется "двойное повествование" — рассказ от лица внешнего мира, куда входят и "Гроза" Островского, и замечания школьной учительницы, и автомобильный шум, и городские панорамы, тогда как второй рассказ представляет собой субъективное видение героя. Повествование возникает из синтеза двух пластов материала. Структура произведения, несмотря на сложность, ясна, но: внешние, предлагаемые обстоятельства не осмысляются героями картины. Событийный ряд фильма богат, но события, имеющие непосредственное отношение к героям не становятся частью их существования, они как будто проходят мимо характеров, лишь слегка задевая их. И, несмотря на драматичность внешних обстоятельств, герои остаются неизменными, что означает отсутствие дуги характера, а, значит, и отсутствие финала.

"Знаешь, мама" Георгия Данильянца

Пожалуй, самый ровный и стилистически выдержанный фильм, построенный на конфликтной ситуации чести и бесчестья. В основе лежит история матери и сына, проживающих в съемной комнате коммунальной квартиры. Предпосылки использованы на отлично: раскрыты характеры обитателей, преимущественно используются образные, а не диалоговые объяснительные схемы. В кадре нет буквально ничего лишнего, каждый предмет приобретает собственное значение. В фильме параллельно развиваются две конфликтные ситуации, которые постепенно объединяются в одну и образуют замечательный мощный финал. И в этой ленте не было бы недостатков, но: не раскрыта предыстория матери и ребенка. Кто они? Почему переехали в Питер? То есть, фильм не раскрывает предысторию конфликта, предысторию драматической ситуации, и получается, что зритель не видит, а только понимает и домысливает ситуацию, и, таким образом, вопрос о сопереживании остается открытым.

"Аргентина. Интервью с мертвым наркодилером" Михаила Марескина

Самое яркое впечатление фестиваля. Замечательный, остроумный, ироничный фильм, сняты в манере (но не в подражание) "Бойцовского клуба", "Большого куша", "Криминального чтива" и культовой ленты "Карты, деньги, два ствола". Главным героем является умный и хитрый Илья Краковский, торговец наркотиками. Он остроумен, предусмотрителен и расчетлив, а свою, гм... деятельность он расценивает как неизбежное следствие несовершенства общества (ну, вы знакомы с этими отговорками: скучно, некуда пойти, окружает серая действительность, в моей жизни ничего не происходит, etc.). И вот, этот самый не страдающий угрызениями совести Илья Краковский спотыкается о любовь к бывшей однокласснице Лене. Он решает все распродать и уехать с Леной в Аргентину, — туда, где, конечно же, происходит множество интереснейших событий среди людей, совершенных во всех смыслах. Но в действие вступает закон Чехова (про ружье), причем в самом непосредственном смысле — его нечаянно убивает поставщик, правда, во втором акте. Но это единственное отступление от канона. В третьем акте Илья Краковский оказывается в загробной жизни, где немедленно знакомится с собственным ангелом-хранителем, остроумным клошаром, пьяницей и футбольным болельщиком. Оказывается, его ангел должен был спасти Краковского от случайной пули, но пошел на футбол. Наплевав на должностную инструкцию. Конечно, Краковский удивляется. Конечно, ангел говорит, что шапка всегда по Сеньке, и каков человек, таков и ангел-хранитель. Ангел докладывается по начальству, и оказывается, что Краковский будет жить, и даже в Аргентине, но тараканом. Ангел позволяет Краковскому последнюю встречу с Леной, — Краковский успевает попрощаться и передать деньги, чтобы Лена могла уехать в Аргентину. Лена уезжает, Краковский возвращается ждать реинкарнации, и, в финале таракана Краковского убивает Лена. Книжкой. Отлично, великолепно, остроумно, талантливо, но: момент влюбленности не раскрыт совершенно. Герой как будто бы спотыкается о любовь, и, если бы авторам удалось показать именно это спотыкание, фильм был бы еще лучше.

"Два шоссе" Александра Маркова и Ника Теплова

Фильм снят как документальная лента, но по духу я воспринимаю "Два шоссе" как игровую картину. В основе лежит история жизни петербургского художника Бориса Кошелохова, изложение его эстетической программы и демонстрация произведений. Авторам удалось сохранить баланс, не превратить кино в интервью с картинками или в комментарий к произведениям художника. Чувство меры не изменяет Александру Маркову и Нику Теплову, композиция картины взвешена и хорошо простроена. Нет резкого разрыва между личностью в настоящем времени, биографией, воспоминаниями и произведениями Бориса Кошелохова. К тому же, в фильме отсутствуют флэшбэки. Их очень заменяет удачно подобранная кино- и фото- хроника, что позволяет и воссоздать атмосферу прошлого, и сохранить нужную дистанцию между прошлым и настоящим. Но: действие картины зависит от монолога. Монолог опосредует и связывает все, что происходит на экране, но ведь кино — это движущиеся картинки...

Кинофорум "Время жить" проходил в Доме Кино при поддержке Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга. Организаторы фестиваля — Уральское отделение Союза кинематографистов России, АНО "D.K. — Киноклуб", Петербургский музей кино и Гуманитарный Университет.



Сайт управляется системой uCoz