Манит фест

Юбилейный 30-й ММКФ стартует 19 июня и продлится до 28-го. И хотя, как всегда, делался в кратчайшие сроки стахановским методом (финансирование пришло поздно, и глава отборочной комиссии Андрей Плахов даже написал о том, что нормальный фестиваль собрать уже невозможно), игнорировать его глупо. Выделять 10 (или 25) событий ММКФ, понятно, дань журналистской попсе. Но с другой стороны, как иначе обратить внимание на то, что лично мне представляется наиболее интересным? Играем в московскую кинофестивальную попсу.

Для начала отметим, что фестиваль будет проходить в трех залах, и не все из них — публичные. В мультиплексе "Октябрь" — все главные программы. В Доме кино — программа русская, которая явит публике всё наше свежайшее, в том числе картины "Кинотавра", большинство из которых выйдет в прокат неизвестно когда. В "Художественном" — показы только для прессы. С тем и к делу. Цифирьки от 1 до 10 — не рейтинг наших предпочтений, а просто нумерация наиболее важных событий.

1. Фильмы открытия и закрытия кинофестиваля. Ими станут, соответственно, комикс "Хэнкок" с Уиллом Смитом и Шарлиз Терон и обласканный Канном "Марадона глазами Кустурицы", который, кажется, не нравится никому из критиков, кроме меня. Строго говоря, спешить в фестивальный зал не за чем. Оба фильма выйдут в наш прокат, соответственно, 10 и 3 июля. Но с другой стороны, всегда приятно угодить на фильм — и написать отчет о просмотре в интернете — самым первым. Тем более что тот же "Хэнкок" будет показан в Москве за две недели до начала общемировой премьеры, чем организаторы фестиваля гордятся особенно, поскольку прежде подобного не бывало. Организаторы хотят уверить себя и нас в том, что Голливуд окончательно осознал значимость российского кинорынка и ММКФ в частности. Потому и идет на подобные новшества. Может, всё и правда так. Что до "Марадоны", то Кустурица обещает быть на фестивале с первого дня, а сам великий, забивавший не только головой, ногами, но и "рукой Бога", возможно, явится перед нашими очами в решающие дни. Что, конечно, произведет эффект незабываемый.

2. Такеши Китано. Возможно, и этот гуру впервые живьем предстанет пред нашими очами, поскольку грядет ретроспектива его картин, включая позднейшую (тоже купленную нашими прокатчиками и раскритикованную в мире) "Банзай, режиссер!". Я бы пошел.

3. Цай Мин-Лянь и Ли Кан-Шен. Вот уж действительно арт-проект фестиваля — ретроспектива картин одного из самых радикальных и актуальных режиссеров современности и его любимого актера, который тоже стал проявлять себя как необычный режиссер. Между тем, если не учитывать картины "Капризное облако" и "Не хочу спать одна", они у нас почти неизвестны. Фильмы объединены в программу "Азиатский экстрим".

4. Конкурс. Всякий раз понятно, что это не самая изысканная часть Московского кинофестиваля. Вместе с тем, похоже, что жюри во главе с актрисой Ингмара Бергмана и не последним в мире режиссером — Лив Ульман (от нас в жюри — умная и талантливая Ирина Розанова) предстоит судить не то чтобы самые банальные картины. В конкурсе — 17 работ. Фестиваль, который наконец-то начинает вырабатывать свою идеологию и делает ставку на сопредельные территории (чтобы стать этаким киноцентром Восточной Европы и Средней Азии), естественно, отобрал фильмы из Азербайджана, Венгрии, Албании, Украины, Болгарии, Ирана. Скучно, скажете? А мне уже тем интересна албанская картина, что называется "Мао Цзэдун", хотя действие происходит в цыганской среде 1970-х. Среди мэтров, чьи фильмы в конкурсе, венгр Петер Бачо, считающийся теперь украинцем Роман Балаян, наш Сергей Овчаров, сделавший новаторскую киноверсию чеховского "Вишневого сада". Всего же в конкурсе два наших фильма. Второй, на который, судя по всему, делается большая ставка, — "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, про страсти и отношения, почти как в "Сексе в большом городе". Фильм еще доделывается.

5. Гринуэй. Зачастивший вдруг в Москву мэтр кинематографа рубежа 1980-1990-х прочтет 24-го вроде бы в "Художественном" (но следите за рекламой) очередную лекцию про то, что кино умерло. Но что он сам, Гринуэй, не умер ни фига. Потому что использует новые технологии, в частности, в случае с последним своим фильмом "Чемоданы Тульса Люпера". Ирония иронией, но Питер Гринуэй был и остается не просто киномэтром, а одним из реальных интеллектуалов современного человечества, и прийти на встречу с ним — не последняя трата нашего с вами праха-времени.

6. Премьера "Особо опасного" Тимура Бекмамбетова с Анджелиной Джоли, Макэвоем и Фрименом. Ну что тут сказать? Ожидаемый многими проект — первый голливудский от русского режиссера за долгие годы. Комикс, опять-таки. Другое дело, что фильм и так выйдет в наш прокат 26 июня, и Newsweek о нем напишет.

7. Ретроспектива фильмов Джона Кассаветиса, классика, сформировавшего всё американское кино 1970-х, от Мартина Скорсезе до Теренса Малика, который у нас тоже — почти терра инкогнита. Телеканалы уже заинтересовались покупкой классических картин Кассаветиса.

8. Счастливая дюжина. Хорошая придумка к юбилею фестиваля: фильмы супермэтров, и живых, и уже покойных, которые стали известны именно благодаря ММКФ, но при этом до сих пор не слишком известны нашим киноманам. Программа — истинный спектр тем, жанров и стилей: от "Кинолюбителя" Кшиштофа Кеслёвского до "Ариэля" Аки Каурисмяки.

9. Программа некогда самого знаменитого в советские годы самиздатовского журнала "Сине Фантом" будет проходить в "Октябре" с 20 по 27 июня с 16.00, "на обочине" — в зале №10. Кому как, а мне она безумно интересна, хотя и использует находки других актуальных фестивалей, в частности Роттердамского. Собственно, это конкурс проектов, практически все заочно выглядят обалденными. Лучшие молодые режиссеры — они будут показывать частично отснятый материал и рассказывать о будущем фильме. Лучшие продюсеры — от уже несомненных Сельянова, Сигле и Гиндилиса до обретающих имя Арсена Готлиба, Александра Шейна и Евгения Митты, Ольги Столповской, Ирины Прохоровой. Я лично, скорее всего, пойду. Занятно!

10. Всякие разные фильмы, особенно в арт-программах "Эйфория" и "8 ½". В принципе в этих программах, соответственно от Плахова и Шепотинника, можно смотреть всё. Не всё понравится. Возможны субъективность и прочие казусы. Некоторые фильмы опять-таки скоро выйдут в наш прокат. Но с каждым годом таких фильмов в этих программах всё меньше. С каждым годом арт-программы фестиваля всё более сориентированы на кино, которое иначе попросту не увидишь.

Откровения есть и в других программах. Например, во второй (после основного конкурса) конкурсной же программе "Перспективы" — спорный документальный фильм "Рерберг и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера"" Игоря Майбороды, много чего приоткрывающий про советских классиков. В программе "Отражения" — победитель Берлинале этого года бразильский "Элитный отряд". Есть, однако, что выбрать. Выбирайте сами.

P. S. Московский кинофестиваль обладает такими качествами, как необязательность и непредсказуемость. Если вместо заявленного подадут совсем не то — претензии не ко мне. Следите за расписанием на официальном сайте фестиваля.



Сайт управляется системой uCoz