Кинопираты сели на мель

Российский рынок контрафактных DVD переживает кризис: ежегодно в крупных городах России продажи нелегальных дисков сокращаются на 30-35%. Розничных пиратов теснят конкуренты в интернете, а также легальные продавцы DVD, снижающие цены на диски и расширяющие каналы продаж. По мнению участников рынка, преодолеть стагнацию DVD-пиратам поможет распространение в России новых технологий воспроизведения видео высокой четкости — Blu-ray и HDTV.

Кабелем по диску

На фоне общего спада продаж цифрового контента на физических носителях рынок контрафактных DVD выглядит островком стабильности. По данным антипиратской ассоциации "Русский щит", сейчас только в Москве (на ее долю приходится треть продаж всех контрафактных видеодисков в России), насчитывается до 2,5 тыс. ларьков и магазинов, торгующих пиратскими дисками. В отличие от музыкальных пиратских "точек", число которых за последний год уменьшилось на 30% (до 600), и торгующих компьютерными программами на DVD (сейчас их в Москве 820, то есть примерно на 5% меньше, чем год назад), количество "черных" розничных продавцов DVD практически не изменилось. Президент "Русского щита" Юрий Злобин объясняет это тем, что сейчас часть точек, ранее торговавших исключительно музыкальными и компьютерными CD с программами меняют ассортимент и начинают торговать DVD. Как отмечает эксперт, DVD сейчас единственный более или менее рентабельный сегмент черного дискового рынка: "Правоохранительные органы и правообладатели сейчас уделяют DVD-рынку меньше внимания, чем музыкальному и программному".

По оценкам инвесткомпании "Финам", контрафактные DVD — крупнейший на сегодня сегмент российского рынка цифрового контента, общий объем которого в 2007 году составил $5 млрд (в розничных ценах). "На долю DVD-дисков пришлось 62% этого рынка,— подсчитывает аналитик управляющей компании "Финам-Менеджмент" Анна Зайцева.— Мы исходим из того, что около 60% проданных дисков были контрафактными, то есть объем черного рынка составил около $1,86 млрд". Объем легального рынка DVD, по оценкам "Финам", в прошлом году составил, соответственно, $1,24 млрд. По более пессимистичной оценке, которую приводит компания CP Digital, легальные продажи DVD в прошлом году составили $900 млн.

Однако спад продаж, ранее коснувшийся рынка музыки и компьютерных программ, на DVD рынке также налицо — в крупных городах он составляет 30-35% в год. "Если год-два назад одна точка, расположенная на бойком месте в Москве, могла продать до 100 дисков в день, то теперь объем продаж — не более 70. Примерно такая же ситуация складывается и в других крупных городах России",— рассказал "Ъ" предприниматель, в прошлом владевший несколькими DVD-лотками. По приблизительным оценкам собеседника "Ъ", два года назад объем рынка пиратских DVD составлял около 150 млн руб. в месяц: "Теперь, я думаю, ежемесячный оборот московской дисковой розницы по DVD не превышает 80-100 млн руб."

Основной и самый успешный конкурент пиратской DVD-розницы — интернет. Наталья Павленкова, директор по маркетингу российского офиса компании Tandberg (производит оборудование для передачи видеоконтента и видеоконференцсвязи), отмечает, что сильным ударом для пиратского видеорынка стало распространение широкополосного доступа в сеть и безлимитных тарифов на эту услугу: "Из-за этого около двух лет назад произошел отток от одного пиратского канала в другой — возникли специализированные сайты, где каждый желающий мог найти практически любой фильм. Сразу же упал спрос на контрафактные DVD". Партнер консалтинговой компании Comnews Research Оксана Панкратова отмечает, что теперь, не выходя из дома, пользователь может бесплатно скачать с файлообменного сервиса нужный ему фильм за несколько минут: "При этом, в фильмотеке среднестатистической московской домашней сети, как правило, содержится больше наименований, чем в прайс-листе любой розничной торговой точки".

О том, что скачивание видеофайлов в интернете очень популярно говорят и сами интернет-провайдеры. "Сервисы, в которых пользователи сами добавляют контент в локальную сеть и сами же его скачивают, пользуются огромным успехом,— рассказывает пиар-директор компании "Центральный Телеграф" (продает в Москве услуги под брендом Qwerty) Сергей Шатунов.— Из примерно 140 тыс. абонентов Qwerty файлообменными сетями пользуется примерно 80%. В прошлом году этот показатель составляет 50%".

По подсчетам компании J`Son & Partners, выделенным "быстрым" интернетом пользовались 1,9 млн абонентов — скоростной доступ к сети имело 42,6% домохозяйств, что на 69% больше, чем в начале 2007 года. По прогнозам J`Son & Partners, к концу 2008 года количество пользователей широкополосного доступа (ШПД) в Москве достигнет 2,37 млн, а проникновение услуги — 50,7%. По оценкам компании "Финнам", сейчас в регионах России на услуги ШПД подписаны около 10 млн пользователей, то есть проникновение услуги составляет 8%.

Юрий Злобин из "Русского щита" считает, что развитие ШПД в крупных городах России, в первую очередь в Москве, в ближайшие несколько лет может извести дисковое DVD-пиратство на корню: "Лет через пять видеопиратство процентов на 90, если не полностью, перетечет в интернет и домовые сети". Сами пираты с этим согласны — при этом они отмечают, что интернет наносит им не только прямой, но и косвенный урон. "Под влиянием интернета в целом меняется структура продаж,— рассказал "Ъ" владелец сети торговых точек, реализующих DVD.— Пару-тройку лет назад любой, даже самый нераскрученный фильм можно было продать в Москве и Центре России тиражом не менее 30 тыс. Тиражи хитов, например, голливудских блокбастеров доходили до миллиона". Сейчас, как отмечает собеседник "Ъ", среднестатистический тираж пиратских DVD с фильмом составляет не более 10 тыс. экземпляров: "Зато хиты расходятся тиражом 2-3 млн дисков". По мнению предпринимателя, изменение в структуре продаж происходят из-за того, что покупатели могут почерпнуть из интернета больше информации о фильме, чем раньше.

С этими доводами согласна Оксана Панкратова из ComNews Research: "До массового распространения в Интернете блогов пользователь ориентировался в основном на сайты с рецензиями на фильмы и трейлерами, где зрителям зачастую демонстрировались лишь самые интересные сцены из "проходных" фильмов, что зачастую вводило потенциального покупателя в заблуждение". Эксперт отмечает, что развитие блогосферы изменило ситуацию — теперь пользователь может прочитать десятки, если не сотни отзывов людей уже посмотревших фильм, и, сделав для себя выводы, отказаться от покупки "мусорного" кино.

Право на кино

Популяции розничных DVD-пиратов угрожают не только конкуренты из интернета. За последние несколько лет продавцы легального видеоконтента стали достойными противниками торговцам контрафактом. С другой стороны, пиратов теснят арендодатели — возросшая за последние два года стоимость торговых площадей зачастую делает торговлю пиратскими дисками откровенно нерентабельным занятием.

Долгое время едва ли не главным конкурентным преимуществ пиратских DVD перед "легальными" была цена. Три года назад легальный диск с одним фильмом стоил около 350 руб., тогда как пиратская "болванка" с 3-5 фильмами, пусть и записанными крайне некачественно — 100-150 руб. При этом, законопослушные торговцы вчистую проигрывали пиратам по скорости вывода киноновинок в свет — новое кино, за редкими исключениями, появлялись на черном рынке в премьерную неделю.

С тех пор ситуация изменилась. Во-первых, законопослушные торговцы объявили пиратам самую настоящую ценовую войну. За три года цена легальных DVD упала в 2-3,5 раза до 100-150 руб. за штуку. Во-вторых, проигрыш "легалов" пиратам в скорости вывода новых фильмов на рынок сейчас менее ощутим. "Уменьшились "окна" между кинопремьерой и выходом фильма на дисках. Многие мейджоры вслед за отечественными компаниями начали сокращать этот период, и сейчас он составляет в большинстве случаев четыре недели",— говорит гендиректор одного из крупнейших DVD-издателей CP Digital Норайр Гюзалян. Как отмечает господин Гюзалян, легальные продавцы "обыгрывают" пиратов, не только снижая цены и оперативно выводя на рынок продукцию, но и расширяя сеть продаж. Несколько лет назад лицензионные DVD можно было приобрести только в специализированных магазинах. Теперь же они — в ассортименте крупных супермаркетов, салонов сотовых связи и даже уличных ларьков.

Еще одна причина стагнации рынка дискового пиратства — рост накладных расходов продавцов контрафакта. По словам одного из деятелей DVD-андеграунда, еще два года назад стоимость "бойкого" торгового места в подземном переходе под Тверской улицей составляла (с учетом арендной платы и взяток представителям всевозможных контролирующих инстанций) около $5-7 тыс. в месяц, а прибыль достигала $4,5-6,5 тыс. "Теперь место стоит около $10 тыс. в месяц. Прибыль при этом — не больше $1,5 тыс.,— констатировал собеседник "Ъ".— Поэтому желающих делать такой бизнес становится все меньше".

Но, несмотря на все технологические, маркетинговые и организационные проблемы, пиратская DVD-розница по-прежнему наносит правообладателям ощутимый урон. Председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн отмечает, что некоторые ниши черного рынка просто невозможно искоренить маркетинговыми мерами. "Речь идет о дорелизных копиях, которые пираты выпускают до официальных премьер фильмов,— уточняет господин Менн.— Эти нелегальные и зачастую некачественные копии находят своих покупателей. На долю дорелизных копий приходится 70% продаж фильма на DVD. Бороться с этим можно только привлекая правоохранительные органы".

Также Александр Менн считает, что в ближайшее время рынок контрафактных DVD сможет оживить появление видеоконтента в форматах высокой четкости, в первую очередь Blu-ray: "Когда телевизоры, поддерживающие стандарт высокой четкости HDTV и Blu-ray-проигрыватели выйдут на массовый рынок, пираты, скорее всего, увеличат продажи и свою долю на рынке".

HDTV (High definition television) — международный цифровой стандарт, описывающий качество изображения. HDTV существует в разрешениях 1920 на 1080 точек (это почти в четыре раза больше разрешения 768 на 576, определенного распространенными сегодня форматами PAL и SECAM) и 1280 на 720 точек. Частота обновления картинки в HDTV может достигать 60 кадров в секунду, тогда как в стандартном ТВ — до 30 кадров. Звук передается в формате Dolby Digital 5.1. По данным компании ITResearch, в прошлом году в России было продано 300 тыс. плазменных панелей, поддерживающих HDTV на сумму около $700 млн. В то же время количество проданных жидкокристаллических телевизоров увеличилось на 65%, достигнув 2,7 млн устройств ($3 млрд в денежном эквиваленте). При этом доля моделей с поддержкой HD в структуре продаж ЖК-телевизоров составила 70%.

Blu-ray Disc — стандарт записи на диски, разработанный группой компаний во главе с Sony (Hitachi, LG, Panasonic, Pioneer, Philips, Samsung, Sharp, Thomson), которые вошли в так называемую ассоциацию Blu-ray. Емкость диска Blu-ray 25 Гб, что позволяет записывать на него фильмы в формате HDTV. Цена Blu-ray-плеера — от 12 тыс. руб., стоимость лицензионного диска в московской рознице — 1000-1300 руб. Blu-ray-прогрыватели появились на российском рынке в прошлом году — по оценкам опрошенных "Ъ" продавцов электроники, в России уже продано несколько тысяч таких устройств.

Наталья Павленкова из Tandberg считает, что с выходом HDTV и Blu-ray на массовый рынок дисковые пираты смогут на время взять реванш. Она объясняет это тем, что фильмы в формате HDTV придется "запаковывать" в файлы очень большого размера, которые крайне долго будут скачиваться через интернет. "Из-за огромных размеров фильмов высокой четкости их скачивание занимает много времени. А если запись окажется плохой, придется искать другую и скачивать заново",— говорит госпожа Павленкова. Эксперт отмечает, что конкурентами "розничных" пиратов на рынке HDTV и Blu-ray-дисков станут не распространители контрафакта в интернете, а вполне законопослушные операторы платного телевидения, предоставляющие услугу video-on-demand (видео по запросу). "Думаю, в перспективе серьезную угрозу пиратам составят операторы видео по запросу. Если цены на эту услугу будут разумными, а ассортимент широким, то для многих потребителей именно такая форма поиска и просмотра фильма станет самой удобной",— считает Наталья Павленкова.

Другие эксперты сомневаются, что развитие телевидения и видео высокой четкости заметно повлияет на DVD-андеграунд. Генеральный директор системного интегратора ИВК Григорий Сизоненко признает, что с появлением технологий высокой четкости пиратский рынок получает шанс на возрождение. "С другой стороны, такого спроса на HD-фильмы, как на обычные DVD, вероятно, еще долго не будет,— говорит господин Сизоненко.— Для одних потребителей препятствием станет цена домашнего кинотеатра HD, для других — характер контента. Здесь мы не увидим классики, старых мультфильмов".

Дисковую розницу не спасут от исчезновения никакие инновации, возражает Олег Яшин, ответственный секретарь Комиссии по безопасности информационного рынка Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы. "Рынок физических носителей сокращается до минимальных объемов, покрывающих потребность архивирования и хранения контента,— говорит господин Яшин.— Люди все больше и больше привыкают получать цифровой контент через интернет и другие сети передачи данных. Не думаю, что скорость доступа станет препятствием для распространения HD-контента — не секрет, что скорость доступа в интернет провайдеры повышают год от года, снижая при этом стоимость сервиса".



Сайт управляется системой uCoz