GraffitiКИНО открывает таланты

Искусство киноплаката во времена Советского Союза было очень распространенным направлением творчества художников. Мастера в этом жанре были известны на всю страну, а их работы не раз завоевывали ведущие места на международных конкурсах — Братья Стенберги, Александр Родченко, Николай Руклевский, Густав Клуцис навсегда вошли в энциклопедии искусства кино ХХ века. Они отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма, делая акцент на глубоком раскрытии с помощью художественных образов идейного содержания кинокартины.

Сегодня в России искусство киноплаката не представляет особого интереса для зрителей: они радуются уже тому, что кинематограф возрождается, а на плакаты пока не обращают должного внимания. Как правило, все современные киноафиши имеют стандартный вид: главный герой и его прекрасная девушка привлекают внимание киноманов, а на заднем плане — эпизоды из фильма с этими персонажами. В итоге зрители идут в кинотеатры, увидев знакомый мужественный профиль, например, или услышав известную фамилию, а не заинтересовавшись идеей киноленты.

Петербургский киноцентр "Родина" решил напомнить жителям Северной столицы об истинном предназначении киноплаката, об этом немного позабытом виде искусства. Работая с новым арт-хаусным западным кино, работники кинотеатра постоянно сталкиваются с интересными киноплакатами, которые сами по себе подчас оказываются полноценным художественным произведением. Именно это и подтолкнуло сотрудников киноцентра придумать проект, которого в России еще не было — организовать для дизайнеров конкурс и выставку GraffittiКИНО.

Проект GraffittiКИНО призван привлечь его участников и зрителей к первоначальному значению киноплаката — созданию образа фильма, погружению в атмосферу кино еще до начала кинопросмотра. "Мне хотелось, чтобы проект привлек внимание к тому, что киноплакатное искусство еще есть, более того, оно должно существовать, — рассказала главный организатор проекта Марина Короткова. — И если кто-то этого не знает, то мы громко заявляем, что есть отдельный вид искусства — искусство киноплаката".

В конкурсе могли принять участие все желающие творческие личности: как начинающие таланты, так и уже профессионально состоявшиеся художники. Вначале участники проекта в течение трех дней внимательно изучали короткометражное кино, которое демонстрировали в киноцентре — в "Родине" составили к конкурсу специальную программу короткометражек. По мнению профессионалов, в коротком метре зарождается то, что потом имеет свое продолжение в длинном метре, а режиссеры в своих маленьких картинах пробуют различные технические моменты, которые позже используют в крупных работах.

Задачей дизайнеров стало придумать и создать за две недели киноплакат к любой из понравившихся картин. Причем организаторы проекта предоставили участникам абсолютную свободу самовыражения, ограничивая их только сюжетами представленного кино.

Конкурс не планировался как некое коммерчески выгодное мероприятие. Это скорее творческая коалиция киноцентра и молодых дарований: никаких денежных призов и финансовых исчислений кинотеатр "Родина" предоставить не может. Проект только дает молодым авторам толчок для дальнейшего творчества, дает возможность набраться опыта и проверить свои силы. Однако после окончания выставки (которая сама по себе уже является подарком начинающим дизайнерам) будет издан специальный буклет, в котором опубликуют наиболее удачные работы. Организаторы проекта обещают разослать буклет в представительства кинокомпаний, продюсерские центры, а также в рекламные агентства и дизайн-студии Санкт-Петербурга и Москвы.

Больше 60 работ было прислано для участия в конкурсе, и 56 из них увидели свет. Выставка плакатов и объявление победителей состоялось в фойе киноцентра "Родина", а открытое Интернет-голосование за понравившиеся работы проводилось в течение пяти дней на сайте be-in.ru. Организаторы конкурса поделились информацией, что даже жители Израиля и Америки оставляли комментарии в голосовании под работами участников, а почти все дизайнеры заверяли, что не голосовали за себя и не подключали к процессу друзей.

Победителем конкурса стал Глеб Воев. Он отметил, что для него это уже не первые шаги в дизайнерской сфере. Будучи студентом четвертого курса, уже он активно выполняет дизайнерские заказы, а этот конкурс для него — ступенька к новым клиентам и работам. "Как я слышал, брошюра с работами пойдет по хорошим местам", — хитро улыбнается победитель. Он пришел в киноцентр "Родина" не один, а со своим преподавателем из вуза: за талантов болеют не только друзья, но и коллеги.

Хотя некоторым поддержка извне и не нужна. По условиям конкурса, принимать участие в проекте могли не только дизайнеры-одиночки, но и целые творческие объединения. Так, приз зрительских симпатий выиграла команда MARTCLUB. На вопрос, как можно творить совместно, ребята пошутили, что "сначала была мысль, а потом было слово", то есть концепцию задумывали все вместе, а потом уже обсуждали детали и приходили к общему мнению. Результат себя оправдал — старт положен, можно приниматься за дальнейшие работы с еще большим воодушевлением.

Если говорить о будущем проекта GraffitiКИНО, то не успел еще конкурс-2008 закончиться, а у организаторов уже появилась масса идей на следующий год. "Такое количество планов на этот проект, что мы сами себя боимся", — пошутила Марина Короткова. — Нами заинтересовалась одна из московских киногалерей, которая готова после выставки принять плакаты. Также есть идея на будущий год провести мастер-классы с профессионалами, чтобы ребята смогли не только самовыразиться, но и получить необходимые знания".

Так, проект GraffitiКИНО то ли положил начало новому виду искусства в Петербурге, то ли возродил давно забытое старое.. Киноцентр "Родина" может гордиться: в его истории состоялся первый проект выставки киноплаката. Молодые кинорежиссеры и художники объединили силы, и в петербургской культурной жизни стало на один многообещающий проект больше. Кто знает, может, именно эти начинающие дизайнеры в скором будущем смогут помощью своего нового творческого видения кинообразов поднять российское кино на высокий уровень?

ИТОГИ ПРОЕКТА:

1 премия
ГЛЕБ ВОЕВ за плаката к фильму "САРАФАН"

2 премия
ДИНАРА СИСЕМБАЕВА за плакат к фильму "3Х4"

3 премия
СЕРГЕЙ РАССКАЗОВ за плакат к фильму "КАК СТАТЬ ДЖОНОМ ЛЕННОНОМ"

4 премия
АННА ДРИГА за плакат к фильму SAMOLINA PORRIGE

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
дизайн-студия MART-CLUB

ПРИЗ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА
ФИЛИППУ НУРИЛЛИНУ за плакат к фильму DEAD FINGERS TALK

ОЛЬГЕ ВАСИЛЬЕВОЙ И СЕРГЕЮ БОРОВИКОВУ за плакат к фильму DEAD FINGERS TALK



Сайт управляется системой uCoz