Кино о "пиратах"

В прошлую пятницу заместитель директора Российской антипиратской организации (РАПО) Виктор Злотя сделал важное заявление: на сегодняшний день 75% аудио- и видеорынка занимает "пиратская" продукция. Власти уверяют: общий уровень интеллектуального воровства в стране в последние годы снизился, однако, как выясняется, доминированию "левых" записей это нисколько не помешало.

По данным РАПО, абсолютными лидерами по распространению "пиратской" продукции являются Москва и Санкт-Петербург. В одной только столице существует более 600 точек, где продается контрафакт. "Более 150 точек действуют в метро. Нас также очень волнуют Савеловский, Митинский рынки, площадь трех вокзалов", — отметил Виктор Злотя. Он также сообщил, что в прошлом году через Интернет было распространено 52 блокбастера, незаконно отснятых в ходе премьерных показов, причем источником распространения являются IP-адреса, зарегистрированные в России. Напомним, что в феврале Международный союз интеллектуальной собственности в очередной раз включил РФ в список стран с наиболее высоким уровнем пиратства. По данным союза, убытки американских компаний от российских "умельцев" в прошлом году составили 1,43 млрд. долларов. Слабым утешением может служить тот факт, что вдвое больше вреда (2,98 млрд. долларов) нанесли США китайцы — там и численность населения в несколько раз выше.

По мнению сопредседателя Союза потребителей РФ Евгения Мясина, производство контрафактной продукции наносит ущерб не только Америке и другим развитым странам, но и самой России. "Во-первых, производители лицензионного продукта недополучают из-за пиратов прибыль и вынуждены компенсировать свои потери повышением цен на оригинальный продукт. В результате он стоит больше, чем мог бы при отсутствии "пиратства", — сообщил "НИ" эксперт. — Во-вторых, пиратская продукция — это уход от налогов. Следовательно, государство недополучает те средства, которые оно должно тратить на своих граждан. И в-третьих, контрафактная продукция, как правило, связана с криминалом, и часть "пиратских" доходов идет на подпитку криминальных структур и коррумпированных чиновников, то есть на усиление отечественной преступности".

Виктор Злотя полагает, что в России уже сформирована правовая база для борьбы с "пиратством", но "существуют огромные проблемы в механизме ее применения". Он сообщил, что в прошлом году было возбуждено около 7 тыс. уголовных дел, из которых более 4 тыс. направлены в суд. Замглавы РАПО считает достижением тот факт, что в стране стали выноситься "первые непосредственные приговоры", хотя, по его мнению, владельцы оборудования, на котором записывается контрафакт, все равно не несут ответственности, а наказывают подставных, специально назначенных на эти случаи лиц.

Евгений Мясин считает, что ключ к искоренению интеллектуального "пиратства" находится в умах отечественных потребителей. "Если есть спрос, то будет и предложение. А менталитет россиян таков, что люди не уважают права и собственность других и покупают то, что дешевле. Это подтверждает и масштаб пиратства: у нас, по данным МВД, по разным направлениям доля контрафактной продукции колеблется от 40 до 90%, а в европейских странах она составляет 3-10%. Значит, нужна социальная программа, которая разными методами, например с помощью той же социальной рекламы, разъясняла людям суть и опасность "пиратства". Большинство покупателей не видят всей картины, не знают, куда идут их деньги и кто от этого страдает", — отметил эксперт.

В некоторых европейских странах действует закон, по которому покупатель контрафактной продукции считается соучастником правонарушения и подвергается серьезному штрафу. Эксперты считают, что наша страна пока не готова к столь решительным действиям. "Это мера разве что на перспективу, не сейчас, — полагает Евгений Мясин. — Цены на товары у нас уже сопоставимы с Западной Европой, а вот зарплата значительно ниже, и наш человек не всегда в состоянии купить лицензионный продукт. Поэтому в России такие карательные меры могут резко снизить емкость рынка".



Сайт управляется системой uCoz