Эх, прокачу

На Париж билетов нет. Может, с этого объявления в окошках касс все и началось. Мелодрама "Париж, я люблю тебя", на первый взгляд абсолютно не кассовая и не для массового зрителя — что это еще за фильм из множества независимых фильмиков? — в прошлом году имела оглушительный успех. Показ лишь на десятке экранов принес больше $1 млн. "Может, зритель вообще созрел для другого кино?" — задумались прокатчики.

Кинодистрибуторы делают свои ставки. Этим летом на экраны с истинно голливудским размахом выйдет целая линейка новых, отнюдь не голливудских фильмов. Для нового жанра создаются с нуля целые сети кинозалов, перепрофилируются старые. На арт-хаусе — так называют фильмы, по крайней мере претендующие на художественный поиск и новаторство, — много не заработаешь. Но у прокатчиков свой хитрый план. Средний российский посетитель кинотеатра — молодежь до 30. Тех, кто постарше, ассортимент не устраивает, поход в кино они заменяют покупкой DVD. Неудивительно, что в России кассовые сборы кинотеатров в 4 раза меньше рынка DVD. А вот, например, в США, завидуют прокатчики, сборы кинотеатров лишь вдвое меньше продаж дисков. О том же говорит и билетная статистика: по данным Euromonitor, средний россиянин ходит в кино меньше одного раза в год, в то время как немец — 1,7, француз — 3,1, а американец — 4,8 раза. Новый продвинутый зритель, о котором мечтают прокатчики, должен добавиться к старым и исправить статистику. Но масштаб проблемы они, кажется, недооценили.

КИНО ДЛЯ УМНЫХ

Атака на зрителя начнется совсем скоро. В следующем месяце "Централ Партнершип" собирается показать в сети "Синема парк", представленной в семи российских регионах (вместе с "Централ Партнершип" она входит в холдинг "Проф-Медиа"), фильм Александра Прошкина "Живи и помни" по повести В. Распутина. Проблемы Прошкин поднимает отнюдь не для современной молодежи. Последние месяцы войны. Андрей возвращается в родную деревню — но не героем, а дезертиром. Приезжает тайно, и только Настена (Дарья Мороз, еще в сериале "Апостол" опробованная "Централ Партнершип" в роли жены-страдалицы) знает о его возвращении... Телеканал "Звезда", да и только. Но прокатчик верит в перспективы фильма и собирается продвигать идею такого кино среди руководителей кинотеатров.

Еще резче стартует "Кино без границ". В фильме Такаши Миике "Сукияки вестерн джанго" привычные составляющие успеха вроде бы налицо: жестокая резня бандитских кланов, Квентин Тарантино в списке актеров. Но все сводит на нет место действия — не Дикий Запад и даже не Нью-Йорк, а Япония XII в. И все же "Кино без границ", вообще не имеющая своих залов, рассчитывает продать фильм на сотни экранов. Прокатчик определенно верит в перспективу смены жанровой палитры: на "Сукияки" креативный директор "Кино без границ" Антон Мазуров надеется собрать на порядок больше, чем до сих пор приносило авторское кино. Во многом именно чтобы получить средства для развития нового направления, его компания осенью прошлого года продала 50% акций совладельцу сети игорных залов Ritzio и владельцу сети магазинов дисков "Настроение" Олегу Чамину (сделку оценивали в $1-2 млн).

До конца года Мазуров поставит в прокат еще три авторских фильма для широкой аудитории. "Централ Партнершип" — еще пять, причем на продвижение такой линейки в целом, по словам замгендиректора компании Сергея Шестакова, будет потрачено несколько сотен тысяч долларов. Компания уже договорилась, что сеть "Синема парк" отведет 5-7 залов для постоянного проката только авторского кино. Похожие планы начинает реализовывать и группа компаний "Парадиз". А неделю назад и "Формула кино" решила отдать дань арт-хаусу, сделав постоянным его демонстрацию в кинотеатре "Горизонт". Почему же прокатчики вдруг решили, что такое кино кому-то нужно?

АТАКА ПО-ГОЛЛИВУДСКИ

В мире альтернативное массовому Голливуду авторское кино собирает порой неплохую кассу. Фильмы Педро Альмодовара "Все о моей матери" и "Возвращение" принесли в свое время по $60-70 млн. Немного по сравнению с $650 млн у "Пиратов Карибского моря 3" и $740 млн у "Властелина колец 3". Но и не совсем копейки. В России иная ситуация. Даже в Москве нет ни одного кинотеатра, специализирующегося на арт-хаусе, вздыхает Олег Чамин. По статистике его магазинов, средний покупатель видеодиска старше кинозрителя — ему 30-40 лет. Такие люди не идут в кинотеатры, потому что им там нечего смотреть, считает продюсер "Брата", "Хоттабыча" и "Ильи Муромца" Сергей Сельянов, и в результате у кинотеатров возникает недостаток зрителей.

Перекос и правда сказывается на посещаемости. По данным аналитической компании "Невафильм", число кинозрителей в России растет в среднем на 10% в год — и это при ежегодном росте количества залов на 25-30%. До второй половины 1980-х яркий фильм в кинотеатрах смотрели 7-30 млн жителей страны, говорит редактор по статистике журнала "Кинобизнес сегодня" Сергей Лавров. "Бриллиантовая рука" в свое время собрала 76,7 млн зрителей, "Пираты XX века" — под 90 млн. А нынешний абсолютный рекордсмен, "Ирония судьбы 2", сумел привлечь всего 9 млн человек. Выходит, кинорынок до конца не заполнен, рассуждает Чамин, конкуренция за зрителя еще только начинается.

Рынок кинопоказа во всем мире контролируют шесть голливудских студий-мейджоров: 20th Century Fox, Universal Pictures, Paramount Pictures, Sony Pictures, Walt Disney и Warner Brothers. Именно они выводят на экраны всем привычных жестоких бандитов, нежных красоток и скромных, но талантливых ученых. Словом, формируют общественный вкус. Даже во Франции, где процент с каждого билета отчисляется на съемку местных фильмов, доходы американского кино в разы выше заработков национального кинематографа. Лишь в Индии местные ленты в кинотеатрах собирают почему-то больше, чем голливудские.

В России голливудское влияние ощущается едва ли не сильнее, чем в самом Голливуде. Американские мейджоры пришли к нам в тяжелый для кинотеатров момент, на рубеже 1990-х, когда до нашей страны докатилось увлечение домашним видео. В пустующих залах открывали рестораны, мебельные салоны. Американцы инвестировали в модернизацию кинотеатров и, естественно, заняли экраны своими фильмами. У них имелось важное преимущество: в России был хорошо развит жанр комедии, но очень плохо — боевик, а эротики не было вовсе. А ведь примерно половина снимающихся во всем мире фильмов как раз боевики и эротика, приводит данные исследований гендиректор "Невафильма" Олег Березин. Конкурентов у "Рэмбо" и "Основного инстинкта", считай, не было.

Первым окном в Голливуд стал "Кодак-киномир", впоследствии купленный сетью "Киномакс". Модернизировать его глава прокатной компании Gemini Film International (продвигает фильмы студии 20th Century Fox) Михаэль Шлихт пригласил в 1994 г. американского предпринимателя Пола Хэта, который определял и репертуарную политику. Снабжал "Кодак" фильмами в то время прокатчик East-West, представлявший интересы пяти голливудских мейджоров. Позже Хэт учредил компанию "Каскад фильм", продвигавшую в России Disney и Sony Pictures. А в 2003 г. другая его компания, Soquel Ventures, совместно с американской National Amusements Inc. начала строить в России сеть кинотеатров Rising Star Media ("Киностар").

"Кодак-киномир" собирал в те годы до 60% российской кассы, но альтернативные фильмы показывались там лишь во время премьер, а в прокат не ставились. Понятно, что в таких условиях ни российское кино, ни иностранный арт-хаус продвинуться не могли. Участвовали американцы и в реконструкции других сетей. В 2000 г. 70 обновленных кинотеатров с их американизированным репертуаром собрали в России $35 млн, а оставшиеся 1560 старых — всего $7 млн. Сейчас три из пяти лидирующих прокатных сетей — "Каро фильм", "Формула кино" и "Киномакс" — так или иначе связаны с голливудскими студиями. И уже составляют для них серьезный источник дохода: российские сборы "Шрэка Третьего" и "Пиратов-3" обеспечили им 5% мировой кассы. Дистрибуторам, не входящим в цепочку "Голливуд-российская сеть кинотеатров", только и остается, что искать нового зрителя.

ГОНКИ СПЕРМАТОЗОИДОВ

Чтобы выделить авторское кино из общего потока фильмов, "Централ Партнершип" создала подразделение CP Classic. Особый бюджет будет выделен на закупку такого кино и его продвижение на фестивалях и в прокате. Предполагаются, в частности, совместные промоакции с премиальными марками автомобилей и ювелирных изделий: доходы своего нового зрителя компания явно оценивает на уровне выше среднего. Но на действительно серьезные инвестиции никто не решается. Создавать отдельные кинотеатры для авторского кино — дорогое удовольствие: каждый обойдется не меньше чем в $500 000. Легче и безопаснее открывать специализированные залы, по одному в каждом большом городе. Сам арт-хаус в исполнении "Централ Партнершип" уже начинает выстраиваться в подобие сериала на заданную тему. Что вы скажете, например, о фильме "Париж" режиссера Седрика Клапиша? Главный герой Пьер ходит по своему городу и заново открывает для себя жизнь его обитателей, представленную в виде нескольких отдельных фильмов. Описание до боли напоминает "Париж, я люблю тебя".

Впрочем, намеченная на этот год пятерка первопроходцев не лишена разнообразия. Взять "Приключения бобренка" — детский фильм про зверька, потерявшего семью, который полгода снимался в канадских лесах. Крошечные мировые сборы — всего $370 000 — недвусмысленно говорят об отдаленности фильма от мейнстрима.

"Кино без границ" выбрала несколько иной вариант и закупает кино авторское, но с большим оттенком массовости: в августе этого года компания запускает линейку "Настроение", в которую помимо "Сукияки вестерна" войдут мультфильм для взрослых "Очень мрачное кино" и драма "Прочисть мозги" про создателя телешоу, в котором мужчины соревнуются за право обладать женщиной, устраивая гонку сперматозоидов. Провокативность сюжета Антона Мазурова не пугает. Фильмы, которые еще недавно пошли бы разве что в ограниченном прокате в десятке залов, планируется выпустить на 300 экранах. Каждая из суперкартин, уверен Мазуров, соберет не меньше $4 млн.

Нынешние успехи пока, правда, на порядок скромнее. Если не считать отдельных взлетов вроде того же "Париж, я люблю тебя", прокат арт-хауса приносит сравнительно небольшие деньги. Успехом пользовались "Мои черничные ночи" (сборы $500 000), "Матч пойнт" ($360 000). Зато авторское кино не стоит прокатчику дороже $300 000 (мейнстрим начинается с $500 000), а печать копий по числу экранов обходится в $1000-2000 за штуку.

Чего же теперь ждать дистрибуторам? Поставив в широкий прокат и прорекламировав авторское кино, можно было бы привлечь в кинотеатры дополнительно 600 000 зрителей, считает бывший генпродюсер Киностудии имени Горького и основатель рекламного агентства New Cinema Marketing Сергей Члиянц, но те компании, которые этим сейчас занимаются, еще не научились продавать свои фильмы.

ТОЛЬКО БЛОКБАСТЕРЫ

"У меня в Нижнем Новгороде всего два кинотеатра — трехзальник и четырехзальник, — объясняет репертуарный директор "Каро фильм" Ирина Прокофьева, — причем четырехзальник в рабочем районе — ну разве можно там показывать "Че Гевару" или "Залечь на дно в Брюгге"? Там хорошо идут только блокбастеры. Я даже в "Атриуме" не рискую ставить арт-хаус". Скептически смотрит на опыты прокатчиков и Сергей Лавров из "Кинобизнеса": "Если бы они вложили в рекламу $5-10 млн, еще можно было бы ожидать, что народ потянется, а так сомневаюсь, что региональные кинотеатры возьмут фильмы с субтитрами" (дубляж обычно не по карману авторскому кино).

Не верит в успех и продюсер Сергей Сельянов, ведь сейчас на авторские фильмы ходит не больше 50 000 человек по всей России. У него свой план: вместе с Федором Бондарчуком и еще одним партнером он хочет открыть собственную сеть кинотеатров, где показывать в том числе и фильмы чисто российских дистрибуторов, сообщает сайт Cinema-invest.ru. Похожий замысел у сети "Парадиз": до конца года откроются кинотеатры в Костроме, Волгограде и Курске, где будет и арт-хаус — но только в том числе (примерно так устроен репертуар в московском "Пять звезд на Новокузнецкой", где арт-хаус показывают, но доля его никогда не превышает 65%).

Но принесут все эти попытки успех или с треском провалятся, съемкам собственного кино в России от этого лучше не станет. Из почти полумиллиарда кассовых сборов кинотеатров 50% им же и остается, до четверти забирают дистрибуторы и только последняя четверть остается собственно производителям. Чтобы, например, окупился фильм "Обитаемый остров" по роману Стругацких "Трудно быть богом", который в конце года выпустит Федор Бондарчук, при бюджете $16 млн он должен собрать минимум $64 млн — немыслимая для нашего проката сумма. В других странах прибыль делят иначе, говорит Сергей Лавров из "Кинобизнеса". В США, например, в первый уикенд показа 90% поровну делят студия и дистрибутор, и только потом доли постепенно перераспределяются в пользу кинотеатра, стимулируя его рекламировать то, что он показывает. Распределение долей зависит и от жанра.

Российские кинотеатры никогда не берут меньше половины. Так что создатели фильма участвуют в дележе кассы минимально: за последние пару лет прибыльными для них стали "Ирония судьбы 2" (чистая прибыль $8 млн), "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Питер FM", "Любовь-морковь" (все — примерно по $2 млн). Еще меньше принесли "Самый лучший фильм", "Двенадцать", "День радио". Вот, кажется, и все.



Сайт управляется системой uCoz