Изысканные изыскания

Дебютный фильм мастерской "Сеанс" попал сразу в программу "Летняя эйфория" "Кинотавра" и в программу документального кино Московского международного кинофестиваля.

Дело было так. Главный редактор петербургского журнала "Сеанс" Любовь Аркус пригласила своего старинного сотрудника, искусствоведа Аркадия Ипполитова, прочесть несколько лекций студентам Университета кино и телевидения, где Аркус преподает. Ипполитов избрал предметом своих компаративных штудий отражения какой-нибудь выбранной темы в разных искусствах. Например, "Меланхолия" (Дюрер-Бергман), "Зеркало" и т. д. И настолько это все людям "Сеанса" понравилось, что они решили с помощью средств кинематографа зафиксировать слова и мысли лектора, не дать им просто рассеяться в воздухе аудитории и пропасть для вечности.

Получившийся "Список кораблей" представляет собой затейливый гибрид документального и, как говорили раньше, научно-популярного кино. Заглавный предмет — корабль — в человеческой культуре разбит на подтемы: корабль как воплощение любви или героизма, ковчег, замкнутое мужское сообщество, метафора... да почти что угодно. За кадром голос лектора: этакий анти-Вульф или анти-Радзинский — он не предпринимает никаких жирных артистических усилий, чтобы захватить аудиторию. Аркадий Ипполитов — научный сотрудник Эрмитажа, и его манера рассказывать сродни поведению хорошей, со вкусом написанной картины, которая висит себе на стене, и не она тебя агрессивно обольщает, но ты сам должен приложить внимание, труд, чтобы в нее проникнуть и ее удостоиться.

Фильм — первый из трех документальных продуктов мастерской "Сеанс", на которые получен грант Федерального агентства по культуре и кинематографии. Второй, также сделанный авторами "Сеанса", выходит в июне, третий — в сентябре.

Размышления автора, как и в других его работах (только что выпущенных сборником "Вчера сегодня никогда" в издательстве "Амфора"), меньше всего похожи на прокладку дороги или пробивание тоннеля. Это, скорее, танец с элементами акробатики, полный элегантных сальто-парадоксов. Тексты Ипполитова всегда интеллектуальное приключение, часто с авантюрным привкусом (например, самый громкий его проект — выставка "Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма" — пленял тем, что чем убедительнее куратор доказывал сродство фотографа и граверов, тем яснее было, что ничего общего между ними на самом деле нет, но ведь сколько народу купилось на эту изящнейшую провокацию).

На экране всевозможная живопись и фрагменты фильмов, обширный перечень которых может служить пособием по истории мирового кино (за эту часть работы отвечал сеансовец Алексей Гусев, дебютировавший, получается, в режиссуре).

Композитором значится Леонид Десятников, который приложил руку к общему звуковому дизайну фильма — коллажу из музыки от Вагнера (само собой, "Летучего голландца") и Дебюсси до Раскатова и Карманова. Собственные сочинения Десятникова сопровождают только чудесно снятые оператором Павлом Костомаровым безмолвные фрагменты жизни Аркадия Ипполитова. Образуя таким образом нежное визуально-музыкальное свидетельство о нашем достойном современнике.



Сайт управляется системой uCoz