У Канна глаза велики

Сегодня показом фильма "Слепота" бразильского режиссера Фернандо Мереллеса открывается 61-й Каннский кинофестиваль. О том, чего от него ждут любители кинематографа в России и за рубежом, рассказывает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

После того как в прошлом году на юбилейном 60-м фестивале победил никому не ведомый румынский фильм, при том что эта страна впервые участвовала в конкурсе такого ранга, все ждут очередного открытия новых имен и новых территорий. Одной из таких территорий может стать Латинская Америка. В конкурсе — два фильма режиссеров из Бразилии и два из Аргентины. Кроме того, американский режиссер Стивен Содерберг (чья слава 20 лет назад началась с победы в Канне) покажет кинодилогию "Че" о знаменитом революционере, одна из частей которой называется "Аргентина".

Зато уже освоенные и еще вчера модные территории отходят на второй план. Меньше, чем обычно, будет на сей раз в Канне восточных фильмов: нет ни Кореи, ни Японии, ни Ирана, зато есть Сингапур, Филиппины и, разумеется, Китай — его кинематографию представит новая работа Цзя Чжанке, победителя Венецианского фестиваля. А вот Восточной Европе досталось, как обычно, одно место: на сей раз его заняли не румыны, а венгры.

Как бы ни любили и ни стремились фестивальные кураторы во главе с Тьерри Фремо открывать терра инкогнита, в Канне, как обычно, пройдут громкие премьеры картин знаменитых режиссеров с участием звезд. Покажут "Индиану Джонса и Королевство Хрустального Черепа" Стивена Спилберга, новую ленту Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона", фильм "Наблюдение" Дженнифер Линч, дочери Дэвида Линча, кадр из которого украшает фестивальный постер. Из VIP-гостей ждут Харрисона Форда, Скарлетт Йоханссон, Джулианну Мур, Натали Портман, которая будет заседать в международном жюри, и, естественно, Шона Пенна, который его возглавит. Эмир Кустурица покажет фильм "Марадона", а его герой тоже станет одной из звезд фестиваля.

Общее впечатление от каннской конкурсной программы: фестиваль продолжает молодеть. За исключением Клинта Иствуда, Вима Вендерса и Филиппа Гарреля, среди режиссеров-конкурсантов практически нет ветеранов. Преобладают кинематографисты среднего возраста или моложе, есть и дебютанты, как, скажем, известный американский сценарист Чарли Кауфман, переквалифицировавшийся в режиссера. Омоложение коснулось и традиционных европейских кинематографий. Италию представят два перспективных, модных и все еще молодых режиссера — Маттео Гарроне и Паоло Соррентино. Меньше, чем обычно, будет французских конкурсных фильмов: помимо ленты Филиппа Гарреля — это "Рождественская история" Арно Деплешена с Катрин Денев в главной роли.

Российское кино, которое в прошлом году участвовало в конкурсе в Канне сразу двумя фильмами, в этом не получило ни одного места. Это огорчительно и, возможно, не вполне справедливо, однако есть и утешительные, даже обнадеживающие знаки. Впервые столь широко наша кинематография будет представлена в параллельных программах фестиваля, а именно в них формируются будущие кинематографические моды и закаляются каннские фавориты. Триумфу тех же румын предшествовало их участие в параллельных программах, именно там прошел фестивальную "обкатку" весь первый состав молодой румынской режиссуры.

Пока что в Канне признавали только нескольких режиссеров из России с индивидуальным знаком качества. Их имена известны: Александр Сокуров, Никита Михалков, Алексей Герман, Павел Лунгин, недавно к ним добавился Андрей Звягинцев. В этом году на Каннский фестиваль хлынула российская новая волна. Известный документалист Сергей Дворцевой представит в "Особом взгляде" картину "Тюльпан", снятую в казахских степях в российско-немецкой копродукции. Молодая документалистка Валерия Гай-Германика, чье имя уже на слуху, будет участвовать в "Неделе критики" с фильмом "Все умрут, а я останусь". Картина "Шультес" Бакура Бакурадзе отобрана в "Двухнедельник режиссеров". А короткометражный фильм "Гата" Дианы Мкртчян с Высших курсов сценаристов и режиссеров будет показан в молодежной программе La cinefondation.

Впервые в этом году в Канне за фестивальным дворцом будет развернут павильон российского кино. Идея проекта состоит в том, чтобы объединить силы разрозненных независимых продюсеров и государственных киноорганизаций и представить российское кино в целом в год, когда оно отмечает столетие национального кинопроизводства. Послезавтра состоится прием, посвященный этой дате. Состоятся также презентация Московского фестиваля, дискуссия о международном имидже российского кино, празднование полувекового юбилея фильма "Летят журавли", победившего в Канне.



Сайт управляется системой uCoz