Шестьдесят первый интернационал

// Кинофестиваль и российское присутствие в Канне
представляют Андрей Плахов и Лидия Маслова

Обнародование программы Каннского фестиваля стало нервным, даже стрессовым моментом для продюсеров и режиссеров всего мира. В этом году волнений было даже больше, чем обычно: программу объявили на неделю позже срока. До последнего дня шли перетасовки и рокировки, но вот теперь можно говорить о том, что фестиваль обрел — пока что только на бумаге — законченный вид. Каким он будет в реальности и не разочаруют ли фильмы знаменитых мастеров, кто из новичков в ближайшее время перейдет в категорию звезд, мы узнаем во второй половине мая.

Одним из самых громких событий обещает стать премьера дилогии Стивена Содерберга "Че" о знаменитом революционере, которого одни боготворят, другие ненавидят, но так или иначе он остается предметом массового культа. В заглавной роли выступает Бенисио дель Торо, а в качестве его партнерш — Франка Потенте и Джулия Ормонд. Дилогия, состоящая из двух фильмов — "Аргентина" и "Партизан", прослеживает этапы большого пути Че Гевары от студента-идеалиста до профессионального революционера и глобального символа.

Латинская Америка вообще станет одним из фокусов предстоящего фестиваля — в конкурсе будет целых три фильма из этого бурно развивающегося кинематографического региона. Свои картины представят бразилец Вальтер Саллес ("Linha De Passe"), аргентинка Лукреция Мартель ("La Mujer Sin Cabeza") и ее соотечественник Пабло Траперо ("Леонера"). Другим географическим фокусом станет дальневосточное азиатское кино. При этом в конкурсе нет фильмов из Японии, а вчера еще сверхмодная Корея представлена только копродукцией с Аргентиной. Только одна картина будет из Китая ("Город 24" венецианского лауреата Цзя Чжанке), зато будут ленты из Сингапура и Филиппин.

Каннский фестиваль стремительно молодеет и уходит от обоймы имен, определявших его лицо на протяжении полутора-двух десятилетий. Из ветеранов на сей раз засветятся только Клинт Иствуд (Changeling), немец Вим Вендерс ("Съемки в Палермо") и француз Филипп Гаррель ("Граница рассвета"), остальные участники конкурса относятся к средней, а некоторые даже к молодой режиссерской генерации. Например, сценарист-оскароносец Чарли Кауфман дебютировал в режиссуре фильмом "Синекдоха, Нью-Йорк" — и тут же отправился в Канн.

Омоложение коснулось и традиционных европейских кинематографий. Италию представят два перспективных, модных и все еще молодых режиссера Маттео Гарроне ("Гоморра") и Паоло Соррентино ("Il Divo"). Меньше, чем обычно, будет французских конкурсных фильмов — помимо ленты Филиппа Гарреля это "Рождественская история" Арно Деплешена с Катрин Денев в главной роли.

Чтобы сохранить баланс между новыми и популярными именами, организаторы фестиваля включили в официальную программу, но вне конкурса "Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа" Стивена Спилберга, новую ленту Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона", фильм "Наблюдение" Дженнифер Линч, дочери Дэвида Линча, фоторабота которого украшает фестивальный постер. Обещают также привезти в Канн целую когорту звезд — Харрисона Форда, Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, которая будет заседать в международном жюри, и, естественно, Шона Пенна, который его возглавит.

Прошлогодний Каннский фестиваль завершился триумфом румынского кино, а две российские ленты не без успеха участвовали в конкурсной программе. В частности, был награжден призом за лучшую мужскую роль в фильме "Изгнание" актер Константин Лавроненко. В этом году румын нет в конкурсе, как нет и фильмов других стран Восточной Европы, кроме Венгрии. Шоком для наших амбициозных соотечественников стало отсутствие в конкурсе этого года и российских картин. Однако когда шок прошел, стало заметно, что фильмы из России — впервые в истории фестиваля — включены во все параллельные секции. Причем практически все эти фильмы — режиссерские дебюты в игровом полнометражном кино. А это говорит о том, что Россию рассматривают как весьма перспективную территорию.

Документалист Сергей Дворцевой представит в "Особом взгляде" картину "Тюльпан", снятую в казахских степях в российско-немецко-казахской копродукции. Его дебют в игровом кино — история демобилизованного моряка, который хочет стать чабаном и жениться на девушке по имени Тюльпан. Можно, конечно, спорить о национальности этой картины, как и многих других в эпоху глобализации. В Канне, между прочим, давно решили не писать, какую страну представляет тот или иной фильм, а неофициально "Тюльпан" характеризуют то как немецкий, то как казахский. И все же главный отличительный признак фильма — личность режиссера, а поскольку он из России, то и фильм будем считать нашим.

Молодая документалистка Валерия Гай-Германика, чье имя уже на слуху, будет участвовать в "Неделе критики" с фильмом "Все умрут, а я останусь" — непарадным портретом молодежи. Картина "Шультес" Бакура Бакурадзе о скрытой жизни мегаполиса по имени Москва отобрана в "Двухнедельник режиссеров". А короткометражный фильм "Гата" Дианы Мкртчян с Высших курсов сценаристов и режиссеров будет показан в программе La cinefondation.

Впрочем, несмотря на отсутствие русских фильмов в нынешнем конкурсе 61-го Каннского кинофестиваля, российское присутствие в Канне обещает стать не менее масштабным и заметным, чем в годы, урожайные на каннские призы для наших кинематографистов. На этот раз отечественный кинематограф, не сумевший ничем сразить каннских отборщиков в плане искусства, намеревается показать себя с лучшей стороны в плане бизнеса — благодаря открытию в рамках кинорынка российского павильона (The Russian Pavilion). Как ни странно, у России до сих пор не было такого специально отведенного места встречи русских кинематографистов с потенциальными зарубежными партнерами (спонсоры российского павильона — Федеральное агентство по кинематографии, Росбанк, сеть кинотеатров "Формула кино" и Audi).

Открытие российского павильона, который собираются сделать ежегодным, приурочено к празднованию 100-летия российского кинопроизводства. Отсчитывается круглая дата от появления первых фильмов фабрики Александра Дранкова, таких как "Понизовая вольница" и "Барышня и хулиган", которые в режиме нон-стоп будут демонстрироваться на проекционных экранах в павильоне. Кроме того, появление российского павильона, который откроется 15 мая и будет работать четыре дня, удачно совпадает с 50-летием наивысшего каннского достижения русских за всю историю фестиваля — Золотой пальмовой ветви, присужденной в 1958 году фильму Михаила Калатозова "Летят журавли". Среди прочих мероприятий в российском павильоне стоит выделить то, которое проведет Алексей Герман, участник каннского конкурса 1998 года с фильмом "Хрусталев, машину!". Он даст мастер-класс под названием "Трудно ли быть богом", а возможно, даже представит фрагменты своего нового фильма "Трудно быть богом". Будет и светская программа: "Русский вечер", посвященный 100-летию российского кино (16 мая), и вечерний коктейль, посвященный 50-летию триумфа фильма "Летят журавли". Но организаторы павильона заранее предупреждают, что даже вечерние мероприятия в павильоне будут носить отчасти деловой характер, так что ожидать, что на набережную Круазетт выставят ведра черной икры и выпустят цыган с медведями, не приходится.



Сайт управляется системой uCoz