Есть ли в России блокбастеры?

Ведущий стола главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей отметил, что сейчас началась новая эра фильмов с большим бюджетом и с мощными ресурсами. "За один год российский кинематограф в три раза увеличил свое присутствие в общей годовой кассе российского проката. Но, несмотря на это, мы почти не потеснили американцев". Также Дондурей сказал, что с темпом роста прибыли киноиндустрии не сравнится ни нефтяная, ни газовая промышленность. А затем предложил поговорить о современной киносистеме, поставив ряд вопросов: как влияют блокбастеры на основной поток фильмов, привели ли они к расцвету кинематографа, остается ли место для искусства в рамках киноиндустрии, есть ли место для национальной идеи в этом жанре, готовы ли критики адекватно воспринимать такое кино, чем обусловлен успех российского блокбастера и можем ли мы соревноваться с американцами в этой области.

Точки зрения на проблему были самые разные.

Продюсер Леонид Верещагин так сформулировал понятие "блокбастер" — "это фильм с колоссальным бюджетом, с длинным регламентом, с большим количеством компьютерной графики, требующий огромных финансовых сборов, чтобы окупить расходы на производство. Первым постсоветским блокбастером он назвал фильм Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". По его мнению, именно с блокбастерами появился "продюсерский кинематограф". Продюсер придумывает идею, приглашает режиссера, проводит кастинг — он отвечает за все производство. Появление блокбастеров обусловлено возникновением "института звезд", как в Голливуде. По мнению Верещагина, патриотизм является ведущей темой многих блокбастеров: она есть и в "Личном номере", и "Статском советнике", и в "Турецком Гамбите". "Блокбастеры приносят огромную пользу нашему кино", — резюмировал продюсер. С ним согласился режиссер Олег Погодин.

Павел Лунгин на это сказал, что блокбастер в России — это всего лишь мечта нашего кинематографа, которая никогда не реализуется.

Ему возразила кинокритик Анжелика Артюх, сказав, что блокбастер возник, когда кинематограф вынудили конкурировать с телевидением. Но продюсеры не объявили ТВ врагом, а начали с ним активно сотрудничать. "И блокбастеры, — добавила Анжелика — безусловно, дитя рыночного общества". Его принцип — "все в одном", когда режиссера выбирают с позиции, что он хороший клипмейкер и рекламщик. Продюсеры должны нести ответственность перед режиссерами и давать свободу авторам, поскольку блокбастер отнюдь не противоречит авторскому кино.

Сергей Грибков, продюсер фильма "Даже не думай", "Личный номер" сказал, что в России необходимо выпускать блокбастеры. "Очень важно, как за рубежом отреагируют на наш "Ночной дозор".

Ирина Павлова — художественный руководитель российских программ ММКФ выразила несогласилась с тем, что родина блокбастеров — Голливуд, и вспомнила нашу "Оборону Севастополя". "Сегодня успех блокбастеров напрямую зависит от успеха PR-компании — фильм финансирует и рекламирует сам себя. Она понадеялась на то, что когда-нибудь на блокбастер окажет влияние и интеллектуал — правда, произойдет это еще не скоро". А также выразила сожаление по поводу того, что на данном круглом столе нет режиссеров современных блокбастеров — "видимо, им это неинтересно".

Актер, режиссер и продюсер Александр Атанесян сказал, что в советские времена блокбастером называли сложный постановочный фильм. А сейчас мы не можем всерьез рассматривать понятие блокбастеров в России, поскольку у нас такие фильмы выпускаются тиражом 350 экземпляров, а за границей это исчисляется десятками тысяч: "Мы находимся на самой ранней стадии отечественного индустриального кино".

Подвел итог дискуссии, как обычно Никита Михалков, который отметил: "Не имеет значение, как называется кино, если оно получилось действительно хорошим. Самое главное, что мы сегодня так долго и эмоционально обсуждали эту проблему. А зритель сам выберет то, что ему смотреть".



Сайт управляется системой uCoz