Неизвестный Норман МакЛарен

8 октября 1973 года французский режиссер Франсуа Трюффо в своем номере отеля в Беверли-Хиллз написал письмо: "Дорогой месье... То, что вы делаете, не имеет себе равного в мире и является уникальным в истории кино. Когда я смотрю ваши фильмы, в моих глазах стоят слезы". Предметом этого трепетного восхищения был Норман МакЛарен — долговязый 59-летний шотландец с очень большой челкой и испачканными мелом пальцами. В то время МакЛарен был самым известным в мире мультипликатором после Уолта Диснея. Сегодня МакЛарен практически неизвестен за пределами студий при художественных школах, но спектакль, который покажут в Стерлинге на будущей неделе, должен восстановить репутацию одного из самых оригинальных художников, которых породила современная Британия.

Спектакль под названием "Норман" создан труппой "4Dart" из Монреаля, где Мак-Ларен провел 43 года своей трудовой жизни под добрым крылом Национального киносовета Канады. Он снял более 50 короткометражных фильмов, получивших 75 премий (включая "Оскар") и принесших своему создателю 203 награды. Это был большой успех для сына художника по интерьерам из Стерлинга. "Наконец-то в мире рисунка появилось что-то новое", — воскликнул Пикассо, посмотрев два фильма Мак-Ларена. Веселый шотландец сдержанно отреагировал на комплимент. "Это очень меня стимулировало, — признался он родителям в 1946 году в письме, сохраненном его племянниками, но при этом добавил, — хотя Пикассо старик и принадлежит к школе, которая устарела".

МакЛарену, принявшему канадское гражданство в 1952 году, в общем-то было все равно, к какой школе он принадлежал. Родившись два десятилетия спустя после изобретения кино, он энергично взялся — после фальстарта в рисунке и оформлении интерьеров в Школе искусств в Глазго — за все возможности, которые предлагало новое искусство. Он высмеивал торговцев оружием ("Ад без границ" — Hell Unltd.,1936), создавал искусные балеты в замедленном движении ("Па-де-де" — Pas de deux, 1968), изобрел трехмерные фильмы, он рисовал, писал красками и процарапывал рисунки на чистой пленке, чтобы создать необыкновенные сюрреалистические и абстрактные зрелища. Он обрабатывал звуковую дорожку фильмов иголками и кистями для живописи, чтобы создать одну из ранних форм электронной музыки ("Мозаика" — Mosaic; "Вертикальные линии" — Lines Vertical; "Горизонтальные линии" — Lines Horizontal, 1960-е гг.). Он изобрел трансфокаторный наезд с движения, позволявший зрителям погружаться все дальше и дальше вглубь экрана (C'est l'aviron, 1944), и успел увидеть, как Стэнли Кубрик использовал этот прием в финальном эпизоде фильма "2001: космическая одиссея". В разное время он был коммунистом, пацифистом, минималистом, комиком и романтиком, но всегда тружеником: однажды полушутя Мак-Ларен заявил, что за свою карьеру нарисовал более 50 миллиардов картинок.

Несмотря на 70 лет строительства в Стерлинге, на прошлой неделе все еще можно было увидеть покрытую снегом гору Бен-Мор и Грампианские горы из спальни на втором этаже бывшего дома МакЛарена на Алберт-Плейс. "Я смотрел в окно и наблюдал за тем, как облака скрываются за холмами, — сказал он канадскому интервьюеру, рассказывая о своем детстве. — Игра света на холмах запомнилась мне навсегда". Это воспоминание привело его к изнурительному методу моделирования пастельных задников тысячами тонких прикосновений мелка.

Мак-Ларен, скончавшийся в 1987 году, больше всего гордился фильмом "Соседи" (Neighbours, 1952) — необычной антивоенной притчей, получившей в 1953 году "Оскар". Но его главным подарком нам, возможно, является музыкальный видеоклип. Его короткие, великолепно синкопированные композиции из цвета, формы, движения и музыки (Рави Шанкара, Оскара Питерсона, Пита Сигера и других) были прототипом многого то, что мы видим сегодня.

Несколько фильмов МакЛарена можно найти в Интернете. Или же вы можете купить "The Master's Collection" — комплект из семи DVD, выпущенный два года назад Национальным киносоветом Канады, который также назвал его именем здание своей квебекской штаб-квартиры. Стерлинг пока что более сдержан: в городском музее есть мемориальная доска на 90 слов, а художественная премия имени МакЛарена вручается в его бывшей Школе искусств.

Спектакль "Норман", включающий в себя демонстрацию нескольких фильмов МакЛарена, будет показан в Центре искусств Мак-Роберта в Стерлинге 17-19 апреля.

Эрленд Клаустон, The Guardian



Сайт управляется системой uCoz