Раскадровка мастера

Алексей Кузнецов : В московской галерее "Дом Нащокина" открылась выставка "Отар Иоселиани". Здесь представлены фотографии со съемок фильмов и раскадровки, сделанные рукой классика кино и его помощников. Кроме того, на видеоэкранах демонстрируются Иоселиани и его знаменитые фильмы. Рассказывает Лиля Пальвелева.

Лиля Пальвелева: Начинается выставка с фотопортретов родственников Отара Иоселиани — от прадедушки до внуков. Заканчивается экспозиция стеной, увешанной старинными снимками сторонних людей в грузинских костюмах. Здесь же на тканых ковриках — медные подносы с фруктами и вином в глиняных кувшинах. Тема рода, национального характера и примет национального быта чрезвычайно важна для творчества режиссера. Иоселиани всегда был внимателен к деталям. Его подробнейшие, как комиксы повествовательные раскадровки — тому свидетельство. Приехавший сейчас в Москву режиссер поясняет, почему он решил познакомить зрителей с этим рабочим материалом.

Отар Иоселиани: Я думаю, что любое произведение, которое есть результатом труда, всегда приятно рассматривать, даже партитуры. Если вы даже не читаете партитуры и не знаете, что там написано, но они красивы сами по себе.

Лиля Пальвелева: Точно такой же интерес, по мысли Иоселиани, могут представлять и раскадровки.

Отар Иоселиани: Это не отдельное произведение искусства — это партитура для фильма и больше ничего. Но там есть и рисунки, то рисунки разглядывать, может быть, будет всем понятно.

Лиля Пальвелева: Раскадровки всегда совпадают с конечным результатом?

Отар Иоселиани: Абсолютно!

Лиля Пальвелева: Всегда!

Отар Иоселиани: Да, всегда.

Лиля Пальвелева: У вас уже заранее в голове кадр?

Отар Иоселиани: Не в голове, он продуман и нарисован на бумаге.

Лиля Пальвелева: И тогда вы точно следуете этому рисунку?

Отар Иоселиани: Стараюсь как-то не отклоняться от задуманного.

Лиля Пальвелева: В раскадровке для вас важна больше композиция или настроение?

Отар Иоселиани: Настроения в раскадровках нет. Настроение создается на съемочной площадке. В раскадровках есть перемещение и аппарата, и тех людей, которых этот аппарат снимает. Вот это и есть схема. И больше ничего. А потом, кто это будет играть, и как они будут играть, и как я буду с ними работать — это уже совсем другой вопрос.

Лиля Пальвелева: Как Иоселиани работает на съемочной площадке, отчасти можно представить по многочисленным снимкам. Они составляют основной массив экспозиции.

Выставка в "Доме Нащокина" — с явным ностальгическим оттенком. Хотели того устроители или нет, думал об этом давно покинувший Грузию и живущий во Франции мастер, или не имел этого в виду, но всякий посетитель выставки начинает грустить о практически распавшихся связях между российской и грузинской культурами.



Сайт управляется системой uCoz