"Плачущие мужчины" Сэм Тэйлор-Вуд c 25 мая в Москве

// Наталия Миловзорова, Gif.ru, 13.12.2004

C 25 мая в Москве в Центре современного искусства в Ермолаевском переулке пройдет выставка Сэм Тэйлор-Вуд — "самой вменяемой представительницы нового поколения британского современного искусства" (по словам критика "Афиши" Константина Агуновича). Видео-артист и фотограф Сэм была самой многообещающей молодой художницей Венецианского биеннале 1997 года и номинантом Премии Тернера 1998-го.

О Сэм Тэйлор-Вуд

Британская художница Сэм Тэйлор-Вуд /Sam Taylor-Wood/ — одна из легендарного поколения художников YBA (Молодых британских художников /Young British Artists/), супруга Джея Джоплина (директора "образцово-показательной" лондонской галереи "White Cube"), самая многообещающая молодая художница Венецианской биеннале 1997 года, номинант Премии Тернера 1998-го, Тэйлор-Вуд представила перфекционистскую с точки зрения точности замысла и чистоты технического исполнения выставку.

В России Тэйлор-Вуд известна значительно меньше, чем ее "коллеги" Херст и Чэпмены. Произошло это отчасти из-за жанра, в котором она работает — видео: если Херст с Чепменами пришли к нам через интернет и каталоги, то работы Тэйлор-Вуд укоротить до формы единственной картинки сложно, а качать через интернет не всем сподручно. Ее, условно говоря, визитная карточка не столь запоминающаяся, как расчлененная акула или fuck-face, — она утонченнее и в меньшей степени поддается словесному описанию. И если в начале карьеры не обошлось без эпатажа (см. знаменитый автопортрет 1993 года, снятый за 2 года до ее первой персоналки в "White Cube Gallery"), то на рубеже 2000 года за переменами в жизни (лечение от рака — причем дважды) последовали изменения творческие: работы Тэйлор-Вуд стали более интровертными, к "боли и страданию", и раньше присутствовавшим, добавилось "ощущение смертности — очень острое понимание того, что это означает" (из интервью Нане Жвитиашвили и Александру Кану).

"Она создает возвышенные образы в эпоху рухнувших идеалов, меланхолически примеряя разные культурные формы, будь то форма классического театра, живописи или современной массовой культуры" (Олеся Туркина, куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела новейших течений Русского музея). Так, на выставке в Русском музее представлены ее апелляции к классике (видео Струны / Strings, 2003; Вознесение / Ascension, 2003; Натюрморт / Still Life, 2001), равно как и работа с масс-культурой — голливудскими актерами (серия Плачущие / Crying Men, 2002) и с собственным телом (Self-Portraits Suspended, 2004). Это практически полная ретроспектива работ Тэйлор-Вуд за последние три года.

Сэм Тэйлор-Вуд не только присутствовала на вернисаже в Русском, но по случаю привезла в Питер Нила Теннанта (Pet Shop Boys) и, говорят, чуть не уговорила отправиться в Россию одного из братьев Чэпменов (есть надежда, что в не столь отдаленном будущем Русский музей продолжит их экспозицией YBA-линию, начатую выставками Херста и Тэйлор-Вуд).


Вопросы-ответы, прозвучавшие во время пресс-конференции, а также беседы GiF.Ru с Сэм Тэйлор-Вуд и куратором выставки Олесей Туркиной

Почему ваша первая выставка в России проходила в Михайловском замке, не участвовавшем раньше в демонстрации актуального искусства?

Олеся Туркина: Мы все были удивлены, насколько интерьеры Инженерного замка совпали с произведениями Сэм Тэйлор-Вуд; залы неожиданно оказались продолжением работ Сэм. Возможно, Вы обратили внимание, что в помещении, где демонстрируется серия Falling (2003), лепнина плафона практически совпадает с рельефом потолка французского замка, где производилась съемка. Другой пример — видео Strings. Камера отъезжает, и на пленке обнаруживается люстра, почти идентичная той, которую мы видим висящей над собой в реальности.

Художница впервые в Петербурге?

Сэм Тэйлор-Вуд: Я уже была здесь, первый раз — три года назад, когда приезжала к своей крестнице, ее отец британский архитектор. Если говорить о выставке, то произведения показываются впервые.

Говорят, что в Британии скоро выйдет на экраны новое шоу, где будет показано разложение человеческого тела. Не могли бы Вы в свете Вашей работы Натюрморт / Still Life прокомментировать Ваше отношение к такому эксперименту? (В видео "Натюрморт" лежащие на тарелке свежие фрукты за три минуты проходят стадии гниения, превращаясь в массу — прим. GiF.Ru)

Сэм Тэйлор-Вуд: Это будет довольно экстремальный опыт (hardcore), судя по всему. Натюрморт имеет мало отношения к подобному натурализму. Прежде всего потому, что разложение растительной и животной материй — совершенно разные процессы. Сначала у меня была идея заснять разлагающуюся тушку кролика. Получившаяся запись меня ужаснула. Фрукты умирают — они разлагаются, покрываются плесенью, словно изморозью, оползают и превращаются в ничто. Животная материя реагирует по-другому. Тело уже умерло, с самого начала съемки, и вот, с течением времени, оно начинает оживать — изменять размер, разбухать, порождать микроорганизмы. Это гораздо страшнее.

И тем не менее, "Натюрморт" отсылает к фильму Питера Гринуэя "ZOO". "Зед два нуля" начинался с разложения яблока, а заканчивался разложением тел близнецов...

Сэм Тэйлор-Вуд: Знали бы Вы, сколько раз мне задавали вопрос про Гринуэя (смеется). Не меньше сотни за всю мою карьеру и не меньше пяти раз за один сегодняшний день. И небезосновательно. Конечно, я видела фильм Гринуэя еще в юности и была под большим впечатлением. Хотя когда я начала работать над Натюрмортом, я не собиралась создавать прямую цитату. Мне был интересен не процесс разложения как таковой, но оживление картины. Фрукты на тарелке — это оживший голландский натюрморт и как следствие того, что он ожил, он должен умереть. Съемки, проведенные в течение 9 недель и сжатые до 3 минут, делают зрителя свидетелем процесса жизни и умирания.

Художники YBA приобрели статус поп-звезд, — это, вероятно, второй прецедент после Уохола. Согласны ли Вы, что работая на равных с персонажами массовой культуры (Pet Shop Boys, Дэвид Бэкхем, голливудские актеры) и используя их в собственных произведениях, Вы косвенно подтверждаете собственный статус звезды?

Сэм Тэйлор-Вуд: Принадлежность к YBA действительно гарантирует внимание масс-медиа. И — да, я часто обращаюсь к известным фигурам, используя их как действующие лица своих произведений. Но я размышляю не столько над собственным статусом звезды, сколько над своей принадлежностью к YBA. Общность тех, кого принято называть поколением Молодых британских художников, не стилистическая и не концептуальная (найдите что-то, что очевидным образом объединяло бы наши — такие разные — работы?), она основывается скорее на совпадении во временном промежутке начала нашей карьеры. Теперь мы уже вышли из под зонтика YBA и работаем независимо от этого лейбла, хотя он, конечно, напоминает о себе.

Использовались ли компьютерные трюки в представленных произведениях?

Олеся Туркина: Эффекты имеют скорее механическую природу, нежели компьютерную. Так, в Self-Portraits Suspended художница была подвешена к потолку с помощью специального бандажа, затем на компьютере слегка доработала изображение так, чтобы убрать нити. Серия Falling также представляет собой натурные съемки без монтажа — танцоры засняты в настоящем, подлинном прыжке. В видеоработе Ascension у нас создается впечатление, что чечеточник пляшет прямо на теле лежащего под его ногами человека; нам кажется, что нога наступает на его грудную клетку. Но это оптическая иллюзия — присмотревшись, мы обнаружим, что танцор стоит на небольшой площадке, находящейся позади лежащей фигуры. "Механика" произведения не скрывается от зрителя в работе Strings: мы можем видеть, что солист Ковент-Гардена Иван Путров подвешен над квартетом, исполняющим Чайковского, с помощью специальных струн (strings), — этот ход дополнительно обыгрывает название произведения.


Избранные выставки Сэм Тэйлор-Вуд:

2004
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Crying Men, White Cube Gallery, London

1999
Noli Me Tangere, Hirshhorn Museum and Sculpture Garden Washington, DC
Wuerttembergischer Kunstverein Stuttgart, Germany

1998
Prada Foundation Milan, Italy
Turner Prize, Tate Gallery London, UK
New Photography, The Museum of Modern Art New York, NY
Video: Bruce Nauman, Tony Oursler, Sam Taylor-Wood, San Francisco Museum of Modern Art San Francisco, CA

1997
Campo 6, The Spiral Village Turin, Italy
Worldwide Video Festival, Stedelijk Museum Amsterdam, The Netherlands
Sensation, Royal Academy of Arts London, UK
Group Exhibition, PS1 Long Island City, NY
2nd Johannesburg Biennale Johannesburg, South Africa
Sam Taylor-Wood, Kunsthalle Zurich, Switzerland
Sam Taylor-Wood: Five Revolutionary Seconds, Fundacio "la Caixa" Barcelona, Spain
Sam Taylor-Wood, Louisiana Museum of Modern Art Humlebaek, Denmark

1996
Life/Live, Musee d'Art Moderne de la Ville de Paris Paris, France
The Event Horizon, The Irish Museum of Modern Art Dublin, Ireland
Prospect 96, Kunstverein Frankfurt, Germany

1995
Young British Artists, Project for General Release, Venice Biennale Venice, Italy
Masculin/Feminin, Centre George Pompidou Paris, France
Brilliant! New Art from London, Walker Art Center Minneapolis, MN
Killing Time, The Showroom London, UK
Personal exhibition, White Cube Gallery, London

1993
Information Dienst, Kunsthalle Stuttgart, Germany



Сайт управляется системой uCoz