Фотографы не сдаются

В венецианском Палаццо Кверини Стампалья проходит выставка "Тихое сопротивление", посвященная русскому фотопикториализму, впервые представленному на Западе столь полно и разнообразно.

Выставка "Тихое сопротивление" открылась в рамках форума-диалога "Россия-Италия. Встреча в Венеции". Задача "встречи" (как сформулировал ее Сергей Ястржембский) — "удивить" венецианцев достижениями русской культуры. Удивляли казачьим хором, который выступал на площади Сан Марко, хором Патриархии, Юрием Башметом, трехтомником "Русские об Италии" и выставкой "Тихое сопротивление", подготовленной Московским домом фотографии.

Пикториализм (не от слова "реализм", а от слова "pictorial" — живописный) — довольно странное направление в фотографии. Снимки намеренно нечеткие, размытые, производят впечатление нарисованных от руки картинок. В этом, собственно, и заключается цель фотографа: он не хочет фиксировать действительность, он хочет живописать, как настоящий художник. Вероятно, в пикториализме выразились все комплексы неполноценности фотографов, которых долгое время не принимали в художественные ряды.

Пикториализм возник еще до революции, но потом заглох — русский фотографический авангард во главе с Александром Родченко не допускал конкурентов. Но в 30-е годы (и где тот авангард?) расцвел с новой силой. Он никогда не был мейнстримом — ни во времена символизма 1900-х годов, ни во времена авангарда 10-20-х годов, ни в эпоху соцреализма с 30-х годов. Но всегда оставался тихой гаванью, куда фотографический художник мог спрятаться, чтобы не влипать в официальные стили. В этом смысле куратор Ольга Свиблова и дала выставке такое пафосное название: "Тихое сопротивление". Чему? Художественному мейнстриму. Или, на худой конец, самой власти.

На выставке — несколько десятков снимков. Пейзажи Николая Андреева, крестьяне Сергея Лобовикова, летнее солнце Александра Гринберга, туманы Петра Клепикова, обнаженные красавицы Юрия Еремина. И сам Родченко со своей поздней цирковой серией, выполненной по законам ненавистного ему пикториализма. Рассматриваешь эти карточки и чувствуешь себя прямо как на выставке импрессионистов — листочки, эффекты освещения, фактура и прочие сугубо живописные интересы, которые никак вроде не ассоциируются с фотографией. Оказывается, ассоциируются.

Вероятно, вот этим выставка и должна удивлять венецианцев и гостей города, которые — сама наивность — думают, что фотоаппарат ("мыльница") предназначен лишь для сохранения воспоминаний.



Сайт управляется системой uCoz