Гринуэй замахнулся на "Тайнyю вечерю" Да Винчи

В течение пяти веков "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи величественно взирала со стен миланского монастыря, ее беспокоило только медленное отслаивание бесценной живописи.

И вот Питер Гринуэй, английский кинорежиссер-иконоборец, получил разрешение вкатить тут проекторы и вернуть к жизни тайные истории, которые он видит в этом шедевре.

Гринуэй объявил, что он планирует использовать драматическое освещение, проекторы и записи голосов актеров, чтобы трансформировать изображение момента, когда Христос объявил, что один из апостолов предаст его, в нечто, близкое к фильму.

Вместо того, чтобы запечатлеть один момент, как сделал Да Винчи, Гринуэй превратит "Тайную вечерю" в повествование, которое продолжается от рождения Христа до его распятия, с помощью голоса, излагающего мысли каждого из апостолов, которые выясняют, кто из них предаст его.

Не будет неожиданностью, если Гринуэй — режиссер, подавший мертвеца на ужин в фильме 1989 года "Повар, вор, его жена и ее любовник", — снова вызовет полемику, когда его проект будет демонстрироваться в апреле и мае. Он планирует проецировать на стены трапезной монастыря "грубые" образы гениталий Христа и распятия нагишом, взятые из других произведений Леонардо.

Это будет "актом, имеющим определенное значение, но кому-то он может показаться богохульством", — сказал Гринуэй.

Проект является частью замысла режиссера "оживить" величайшие произведения мировой живописи. Среди его мишеней "Герника" Пикассо и "Водяные лилии" Моне в Мадриде и картина Джексона Поллока в Нью-Йорке. Он даже обратился с просьбой в Ватикан за разрешением сделать кульминацией серии проекцию на "Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле.

Проект, в котором Гринуэй возвращается к началу своей карьеры в качестве живописца, стартовал в его приемном родном городе Амстердаме, где в 2006 году он "оживил" рембрандтовский "Ночной дозор". Акция начиналась криком петуха на рассвете. Свет движется по фигурам, слышатся мужские голоса. Взрывы, дождь, и вот наступает ночь, и представление кончается с ударами полуночного колокола.

"Мы сожгли картину, залили ее потоками воды и покрыли кровью, — вспоминал режиссер. — Но если вы пойдете в музей сегодня, то увидите, что она совершенно нетронута. Просто я хотел заставить людей снова посмотреть на искусство. Большинство людей в визуальном отношении малообразованны: после 11 лет школьников поощряют сосредоточить все внимание на текстах, а изобразительные искусства рассматриваются как нечто чисто декоративное и развлекательное".

Он получил разрешение заняться "Браком в Кане Галилейской" Веронезе в парижском Лувре этой осенью и "Менинами" Веласкеса в мадридском Прадо в 2009 году. Он ведет переговоры по остальным проектам серии и хочет привезти "Гернику" из Мадрида в Музей Гуггенхайма в Бильбао: "Мне нужен широкоэкранный холст в духе Сесила Б. Де Милля, — сказал Гринуэй. — Иначе просто ничего не получится". По поводу его планов мнения в художественном мире разделились.

"Честно говоря, я не понимаю, каким образом эти картины, которые были достаточно хороши для многих поколений, могут быть улучшены вмешательством кинорежиссера, — сказал арт-критик Брайан Сьюэлл. — Центральный институт реставрации в Риме [который надзирает над проектом "Тайная вечеря"] сошел с ума, разрешив это. Последствия, которые это может иметь для чрезвычайно хрупкой живописи, непредсказуемы".

Но Мартин Кемп — преподаватель истории искусства Оксфордского университета и эксперт по Леонардо Да Винчи сказал, что сам художник одобрил бы это. "Гринуэй потрясающе понимает, как работает художник, что отличает далеко не каждого кинорежиссера. Не надо подходить к таким вещам консервативно. Живи Леонардо в наше время, он занимался бы движущимися изображениями. Возникает ощущение, что он хотел, чтобы его картины двигались".

Гринуэй планирует сделать так, чтобы за головой Христа всходило солнце, а затем свет падал на знаменитые жесты рук, "чтобы создать представление о симфонии духовного единения".

Натюрморт из предметов, стоящих на столе перед апостолами, будет проецироваться как созвездие на потолке, а кульминацией 7-минутного шоу станет медленно гаснущий свет и тени всех апостолов, вытянувшиеся на полу. Из-за хрупкости живописи количество зрителей на сеансе не будет превышать 25 человек, но таких сеансов будут сотни.

"Идея заключается в том, чтобы установить связи между 8000 годами изобразительного искусства и 112 годами кино, — сказал Гринуэй. — Есть масса клеветников, которые говорили нам, что не следует превращать Леонардо Да Винчи в фильм, о чувство возможной эстетической битвы очень меня волнует".

Гости "Вечери"

Многие художники создавали свои интерпретации шедевра Леонардо, но ни один из них не получил разрешения использовать реальное произведение в качестве отправной точки. В работе Сэм Тэйлор-Вуд "Потерпевшей крушение" Христос был заменен полуобнаженной женщиной. Крис Оффили в "Верхней комнате" использовал 13 сильно разукрашенных изображений обезьян, частично сделанных из слоновьего помета. Шотландский художник Стюарт Даффаин написал 4-метровую версию маслом в одной церкви в Глазго, используя современные фигуры.

По материалам Guardian.co.uk



Сайт управляется системой uCoz