Фотопоиски Антона Корбайна

В Санкт-Петербурге, в ЦВЗ "Манеж" открылась выставка "Четыре измерения Антона Корбайна". Знаменитый фотограф родом из Нидерландов, живущийв Лондоне, представил масштабную ретроспективу своих работ — с начала 1970-х по 2000-е.

Как признался Корбайн на пресс-конференции, он впервые взял фотоаппарат из-за любви к музыке: фотосъемка была отличным поводом для того, чтобы подобраться поближе к сцене или пройти за кулисы. И появилось его первое измерение — черно-белые портреты музыкантов (альбом Famouz).

Все фотографические поиски Корбайна — это портреты. Как правило, знаменитостей: артистов, режиссеров, художников. Гораздо реже — себя самого, как, например, в серии a.somebody, где Корбайн замаскирован под легендарных музыкантов, покинувших этот мир. В выставку включены также фотоальбомы Star Trak и "33 натюрморта", цикл снимков, имитирующих работу папарацци. Взгляд Корбайна, фотографа, исследователя и созерцателя, тоже пережил ряд метаморфоз. Проникнув вначале "внутрь снаружи", потом Корбайн научился смотреть "внутрь изнутри", затем "наружу изнутри" и "наружу снаружи".

Для понимания работ, впрочем, зрителям необязательно увлекаться терминами. Достаточно иметь собственный, открытый и внимательный, взгляд. Тогда реальность Корбайна охотно пустит вас погостить. А то, что Корбайн придумал собственный мир с особенным светом и воздухом, с гуманоидами-знаменитостями, — несомненно. Там живут люди и их тени, которые, кстати, автор любит не меньше самих людей. Персонажи прячутся за темными очками, кофейными чашками и сигаретным дымом. Среди любимых Корбайном — Дэвид Боуи, Том Уэйтс, музыканты Depeche Mode, Леонард Коэн.

Персонажи демонстративно улыбаются. Быстро двигаются и ускользают. Танцуют под неслышную музыку. Надевают карнавальные маски. Дурачатся и пугают. Прячут страсть и нежность. И все они — странные, притягательные люди, если забыть о том, что они еще и знаменитости.

Многие портреты Корбайна напоминают кино. Вот, к примеру, кадр. Маленькая комната. Обнаженная танцующая пара, спина пианиста, задумчивый слушатель. Как они вчетвером попали в странное маленькое пространство? Что играет пианист? Кто эти обнаженные люди? Ответов, конечно, нет и не может быть. Мало ли странных видений бывает в жизни...

Особенно очевидно влияние кинематографа в серии монохромных снимков с оттенками голубого, которую автор назвал "33 натюрморта". Сам фотограф говорит, что все работы — "кадры из выдуманного фильма", снятые как будто на Polaroid. Ник Кейв, Денни Де Вито, Катрин Денев, Джонни Депп, Том Уэйтс как бы застигнуты врасплох назойливыми фоторепортерами. Крупный план, смелые ракурсы, интересные детали. Снимки так же ярки, как неуловимы состояния героев. Этим работам, пожалуй, подходит слово "гламур". Но гламур Корбайна завораживает.

Последние годы Антон Корбайн занимается кинорежиссурой. В марте в российский прокат артхаус-линия "Кино без границ" выпустит его фильм "Контроль". По словам фотохудожника, работа в кино позволила ему переосмыслить работу в фотографии. Так что, возможно, Корбайн отыщет и пятое измерение.



Сайт управляется системой uCoz