Чужим тут не место

Юбилейная, 80-я церемония вручения "Оскаров" готовилась второпях. Подпортила забастовка сценаристов, закончившаяся незадолго до дня церемонии. Поэтому литературные "негры" создавали свои шедевральные миниатюры в страшной спешке. Так что качество конферанса Джона Стюарта и домашних заготовок ведущих я бы оценил на русскую "троечку" — немножко политики, немножко выборов, а на основную тему шуток, за неимением других козырных тем, вырулила беременность.

И если оценивать результаты не по тому, что содержали заветные конверты, а по числу упоминаний в речах и приколах, то главного неофициального рейтингового "Оскара" нужно дать Эллен Пейдж и фильму "Джуно" — о девочке-подростке, не знающей, что ей делать с незапланированной беременностью. Ну а официальные результаты уже всем известны.

Триумфатором года стал психологический триллер братьев Итана и Джоэла Коэнов "Старикам тут не место". Он получил главную награду за лучшую картину, братья отхватили также приз за режиссуру и лучшую адаптацию литературного произведения. И, конечно, Хавьер Бардем удостоен приза за лучшую роль второго плана. В этом мало кто сомневался.

Конечно, Коэны — мастера, ничего не скажешь, но последние годы они топчутся на месте, играясь в кино как в кубики. Вот и беготня патлатого киллера-Бардема с пневмопистолетом за похитителем чемодана с кучей долларов — искусное нагнетание формального саспенса. Зачем, почему и что мы должны из всего этого извлечь, я решительно не понял. Но поскольку ряд моих коллег в полнейшем восторге от "Стариков", я предполагаю, что чего-то не сумел разглядеть. Надо пересмотреть фильм — может, откроются неведомые глубины.

То, что в ключевых номинациях "прокатили" сильнейшую ленту Пола Томаса Андерсона "Нефть", стало главной неожиданностью церемонии. А для меня — и самым большим разочарованием.
Андерсоновскую экранизацию романа "Нефть" Эптона Синклера отметили двумя престижными призами. Дэниел Дей-Льюис был бесспорным "фронтраннером", он и вышел на сцену за призом в категории "Лучшая мужская роль".

Наградили также превосходного оператора Роберта Элсвита. Неожиданными для многих стали награждения в женских номинациях. Главную награду прочили Джули Кристи за роль в фильме "Вдали от нее", а получила ее Марион Котийар, вдохновенно воплотившая образ Эдит Пиаф в байопике "Жизнь в розовом цвете". Француженка была явно ошарашена свалившимся на нее счастьем. Когда ее завели в пресс-комнату, она на все вопросы отвечала одним протяжным всхлипом счастья. Это было трогательно и искренне. И в категории "Лучшая женская роль второго плана" не сбылись прогнозы многих знатоков, прочивших награду Кейт Бланшетт за гендерный перевертыш в картине "Меня здесь нет", где она сыграла Боба Дилана. Награда нашла Тильду Суинтон из фильма "Майкл Клейтон". Бланшетт не отметили ни за очередную Елизавету, ни за уникального Дилана. Такое ощущение, что академики, заполняя анкету, часто руководствуются такими привходящими соображениями, как, например, насколько часто в последнее время та или иная персона получает премии. Мол, хватит, пора и честь знать, рассуждают такие Соломоны и ставят "птичку" у другой фамилии.

Российские номинанты пролетели над Лос-Анджелесом, как небезызвестная фанера над городом, куда Марион Котийар увозит своего "Оскара". В категории "Лучший фильм на иностранном языке" как предпочтительные оценивались шансы двух фильмов — камерной драмы Никиты Михалкова "12" и исторической реконструкции Анджея Вайды "Катынь". Напомню, в этой номинации фигурировали еще "Монгол" Сергея Бодрова, израильский "Бофор" и австрийские "Фальшивомонетчики". Присуждение премии последнему фильму стало полнейшей неожиданностью. Я эту ленту посмотрел накануне отлета в Лос-Анджелес. Это история еврея, мастера подделок денежных купюр, попавшего в нацистский концлагерь и выжившего благодаря своему промыслу. Немцы решают наводнить финансовый рынок фальшивыми фунтами стерлингов и долларами и организуют в концлагере "шарашку". Ужасы Холокоста показаны достаточно реалистично, великолепен фактурный главный герой, но уж очень много слащавых поддавков разбросано по фильму, уж очень давит режиссер на слезную железу зрителя. Увы, именно такое подслащенное кино по душе академикам.

Русская фамилия фигурировала и еще в одной номинации. За премию в категории "Лучшая анимационная короткометражка" боролся Александр Петров фильмом "Моя любовь". С ним вместе в Лос-Анджелес приехал главный продюсер Первого канала Константин Эрнст, но уехали ребята ни с чем.

Перед началом церемонии журналисты вместе с орущей толпой болельщиков наблюдали за тем, как гости шли в зал театра "Кодак" по красной ковровой дорожке. Мы стояли с корреспондентом ИТАР-ТАСС Андреем Широковым на стратегически выигрышной трибуне, примыкающей ко входу. И когда замечали в толпе расфранченных гостей "наших", то пытались привлечь их внимание, чтобы задать пару вопросов. Но ни Никита Михалков, ни Сергей Бодров, ни Александр Петров никак не реагировали на наши приветствия. Шли, не поворачивая головы. Видимо, чувствовали, что ничего им не светит. И не хотели попасть впросак. А может, просто нервничали.

Вообще, у меня осталось от церемонии малоприятное чувство как от события, которое проводится по инерции, но содержательно совершенно выдохлось. Казалось бы, юбилейную церемонию можно было обставить красиво, придумать что-нибудь оригинальное. Как, например, в свое время сделали Канны, пригласив на открытие фестиваля всех живых членов семейного клана Чаплина. Вот это было зрелище! А тут — трафаретные нарезы ретрокадров, банальные духоподъемные речи вручателей.

Но все мои причитания разбиваются о несокрушимую логику коммерческого балагана. Для шоу-бизнеса куда важнее, кто из звезд в каком "армани" пришел на церемонию, чем художественный уровень награжденных фильмов. "Оскары" вовсе не форпост истины. Будем к ним снисходительны.



Сайт управляется системой uCoz