"Старики" в фаворитах у "Оскара"

В голливудском Kodak Theatre прошла юбилейная, 80-я церемония вручения наград американской киноакадемии "Оскар": четыре приза, включая главный, достались фильму братьев Коэн "Старикам здесь не место".

Русские номинанты — Сергей Бодров, Никита Михалков и мультипликатор Александр Петров — остались без наград. Как она не заснула за четыре часа "оскаровской" телетрансляции, удивляется Лидия Маслова.

Получая "Оскара" за режиссуру, Джоэл и Итан Коэны еще пытались как-то напомнить киноакадемии о своей маргинальности и нонконформизме: "Спасибо, что позволяете нам играть в нашем уголке песочницы". Но после вручения главного приза кокетничать своим бескомпромиссным авторством было уже неуместно: со "Стариками", самым коммерчески успешным фильмом Коэнов, собравшим $64 млн, они прочно вошли в голливудский истеблишмент и в очень короткий список авторов, которым удалось получить три "Оскара" за одну картину — как сценаристам, режиссерам и продюсерам. Проиграли братья награду только за монтаж (да и то заурядному боевику "Ультиматум Борна"), который они тоже осуществили самостоятельно под псевдонимом Родерик Джейнс, внаглую уверяя общественность, что это реально существующий эксцентричный английский старичок лет восьмидесяти. "Мы с ним еще не говорили,- сказали Коэны после награждения, отвечая на вопрос, как их монтажер переживет неудачу,- но поскольку он уже старенький, то, наверное, это станет для него тяжелым ударом".

Других ударов под дых на церемонии, пожалуй, не получил никто. Хотелось бы, конечно, чтобы для привнесения в церемонию инфантильной непосредственности наградили хоть кого-нибудь из двух прелестных юных дебютанток — например, 13-летнюю Сиршу Ронан из "Искупления" или 21-летнюю Эллен Пейдж за главную роль в комедии "Джуно". Но, думается, девочки отсутствие "Оскара" перенесут, тем более что после него уже непонятно, к чему стремиться. Некоторый ужас от утраты цели в жизни, возможно, ощутила, принимая "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, самая экстравагантная фигура нынешней церемонии — сценаристка "Джуно" Дьябло Коуди, признавшаяся за кулисами, что на Среднем Западе, где она выросла и состоялась как, деликатно выражаясь, исполнительница экзотических танцев, и слыхом не слыхивали, что вообще есть такая профессия — кинодраматург.

Аналогичное удивление своим первым "Оскаром", но только в сдержанно-ироничной британской манере, выразила лучшая актриса второго плана Тильда Суинтон (за судебную драму "Майкл Клейтон"). Разглядывая свою статуэтку, она заметила: "У меня есть американский агент, который ужасно похож на этого парня: у него такая же голова и такая же задница. Я, наверное, отдам "Оскара" ему, потому что, если бы не он, я бы его никогда не получила". Европейцы вообще преобладали в актерских номинациях: Хавьер Бардем стал первым испанским актером — обладателем "Оскара" за второстепенную роль в фильме братьев Коэн, а англичанин Дэниэл Дей-Льюис не менее предсказуемо был награжден за "Нефть" Пола Томаса Андерсона.

Возможно, не самый удачный выбор был сделан киноакадемиками в номинации "Лучшая актриса". Когда на экране замелькали кадры с изображениями номинанток, беременная Кейт Бланшетт брезгливо сморщилась, увидев себя на экране в роли королевы Елизаветы, орущей на своих придворных, как завуч. Зато Марийон Котийар самодовольно улыбалась, глядя на себя, изуродованную возрастным гримом, в образе Эдит Пиаф в фильме La Vie En Rose,- именно она и выиграла закономерным образом, благодаря гримерам и ореолу культовости вокруг французской шансонетки, и стала, таким образом, первой актрисой в истории, удостоенной "Оскара" за фильм на французском. "Это правда, что в этом городе есть ангелы",- сказала со сцены Марийон Котийар и собралась зарыдать, ведь на каждой церемонии кто-то должен выступать в амплуа слабонервной истерички, которая грохнулась бы прямо на сцене в обморок, если бы Форест Уайтакер, вручавший ей приз, чуть ли не на руках не вынес впечатлительную француженку со сцены.

Осталось неизвестным, насколько были близки к обмороку русские номинанты в категории "Лучший иностранный фильм" Сергей Бодров с "Монголом" и Никита Михалков с "12", проигравшие даже не Анджею Вайде с его "Катынью", а каким-то безвестным австрийским "Фальшивомонетчикам". Возможно, утешением нашим номинантам послужат теплые слова ведущих "Первого канала", комментировавших телетрансляцию в студии со своим обычным абсурдистским блеском и философски заметивших, что наши фильмы все равно гораздо значительнее, а американские киноакадемики тоже иногда бывают неправы.



Сайт управляется системой uCoz