Киноправда.doc

Ретроспективные программы фестиваля "Кинотеатр.doc" собрали картины классиков — африканские истории Жана Руша об охоте на льва с луком и ритуалах секты, теологические истории голландца Леонарда Хелмрика, женские и наркоманские — чешки Хелены Тржештиковой.

Как фестиваль и как продюсерский центр "Кинотеатр.doc" отвечает в России за то, что во всем мире известно как cinema verite или direct cinema — направление кинематографа, чьи адепты культивируют правду жизни и отказываются использовать кино как средство для самовыражения. Родословная cinema verite на самом деле русская: именно так полвека назад социолог Эдгар Моран калькировал на французский "Кино-правду" Дзиги Вертова — советского пращура "Кинотеатра.doc". На фестивале покажут "Хроники одного лета" — социологический этюд 1960 года, в котором группа французов пытается сформулировать перед камерой свое представление о счастье. "Хроники" считаются эталонным образцом cinema verite. Это совместная работа Эдгара Морана и Жана Руша — документалиста, классика французской "киноправды", чью ретроспективу "Кинотеатр.doc" и Французский культурный центр покажут в рамках международной программы фестиваля. Кстати, еще одним соавтором "Хроник" был Мишель Брол, квебекский кинодеятель и изобретатель техники "прямой" документальной съемки, известной как direct cinema. Жан Руш признавал, что именно этот канадец был для главным образцом для подражания в ранней истории cinema verite и новой волны.

Культивация правды жизни и аскетический отказ от самовыражения естественным образом привели к большой дружбе cinema verite с антропологией и социологией. Антропологом был и Жан Руш, в чьей фильмографии большое место занимает Африка (где он работал строительным инженером еще в 40-х). Кроме "Хроник" и биографического фильма о Жане Руше "Mosso Mosso", остальные четыре фильма ретроспективы — африканские. "Я, чернокожий" — история молодых нигерийских гастарбайтеров и тоже классика жанра. Такой фильм сделал бы Годар, родись он на озере Чад. "Мало помалу" — хроника путешествия африканца в Париж в письмах, из-за которых его родственники начинают подозревать, что он сошел с ума. И совсем антропологические "Охота на льва с луком" и "Безумные учителя" — исследование ритуалов одной африканской секты.

Если Жан Руш искал свою киноправду в Африке, то голландец Леонард Хелмрих, еще один герой международной программы, нашел ее в Индонезии. На ретроспективе будут показаны два самых известных фильма Хелмриха — "Очертание Луны", получивший гран-при на кинофествале Сандэнс. И "Око дня" — погружение в жизнь христианской семьи в мусульманском государстве (собственно "Очертания луны" — вторая часть этой дилогии). А также совсем недавний фильм "Рай обетованный" — портрет индонезийского кукольника, мечтающего узнать, попали ли в рай души террористов, взорвавшие ночной клуб на Бали.

Третья часть международной программы отведена под творчество Хелены Тржештиковой — гуру чешского социологического фильма, известной также тем, что в 2007 году в течение десяти дней работала министром культуры Чехии. Любимый жанр Тржештиковой — растянутые по годам портреты поколений, когда жизненный путь героев прослеживается на протяжении длительного периода времени. Из цикла "Супружеских этюдов" будут показаны два фильма о чете симпатичных архитекторов: первый снят в социалистических 80-х еще до пражской весны, второй — в конце 90-х. Три других фильма ретроспективы — самые сильные работы Тржештиковой: "Павлина", фильм начала 90-х — многолетняя эпопея наркоманки из цикла фильмов о молодых преступниках, "Марцела" 2006 года — пронзительная лав-стори, начавшаяся в 80-х, и еще одна история наркотической зависимости "В западне" из 10-серийного цикла "Женщины на рубеже тысячелетий".



Сайт управляется системой uCoz