Антон Корбайн после Питера в Москву

Мастерски владеющий фотографическим ремеслом, он больше, чем просто фотограф. Создавший всем знакомые видеоклипы групп Nirvana и Depeche Mode, он больше, чем просто режиссер или художник-постановщик.

Перечислять всех клиентов господина Корбайна, с которыми он работал как фотограф и как клипмейкер, все равно что переписывать заново историю рок-н-ролла последней четверти века, пишет "Коммерсант". На рубеже 1970-1980-х — английские постпанки Joy Division и Public Image Ltd. Потом немецкие авангардисты Palais Schaumburg и Propaganda. Потом Дэвид Сильвиан, Echo & The Bunnymen, Golden Earring и Front 242.

Самой важной (по крайней мере, для нас) вехой в истории отношений Антона Корбайна с музыкальным миром стало его знакомство с группой Depeche Mode. Визуальная манера Антона Корбайна и активно формирующийся индустриально-танцевальный саунд Depeche Mode наложились друг на друга так удачно, что фотограф стал фактически еще одним членом группы.

Впрочем, изобразительным стилем Корбайна отмечена и история других групп. Авторству Антона Корбайна принадлежат обложки принципиальных для рок-музыки альбомов. Он работал с U2 над альбомами "Joshua Tree", "Achtung Baby" и "Pop", а в 1992 году снял для ирландцев выдающийся клип на песню "One". Он участвовал в визуализации образов R.E.M. периода альбома "Automatic For The People", Ника Кейва периода "Henry`s Dream". В 1994 году он снял для группы Nirvana клип "Heart-Shaped Box", который получил две награды MTV уже после смерти Курта Кобейна.

В середине 1990-х в его клипах впервые появились коротко стриженными музыканты Metallica. Перед его объективом прошли The Rolling Stones, Роберт Плант, Том Уэйтс, Моррисси, Марианна Фейтфул, Джонни Кэш, Стивен Спилберг, Джонни Депп, Брайан Ферри, Бьорк, Дэвид Боуи, Мартин Скорсезе, Клинт Иствуд, Роберт Де Ниро, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и еще десятки знаменитостей. То есть люди исключительно успешные, иконически притягательные. Все это в некотором смысле рок-н-ролл, у каждого свой — модный, киношный, художественный или собственно рок-н-ролльный.

Феномен Корбайна гораздо глубже и многограннее тех клише, которыми принято объяснять его успешность. Корбайн прежде всего фотохудожник в русле великой традиции. Не меньшего внимания, чем снятые персонажи, заслуживают светотень и композиция его снимков и роликов. Даже беглый взгляд улавливает аллюзии на величайших фотографов ХХ века. Здесь Доротея Ланг, здесь Роберт Франк, там — Уиджи, Ирвинг Пенн и Уильям Кляйн. Он похож сразу на всех и ни на кого в отдельности. У него так получается потому, что он сходно с ними мыслит, видит, чувствует пространство. Иногда Корбайн цитирует сознательно: Дэвид Гэан в клипе "Try Walking In My Shoes" стоит в углу, сложенном из двух щитов, так же, как Марсель Дюшан на снимках Ирвинга Пенна; некоторые кадры "Behind The Wheel" композиционно почти точно воспроизводят снимки сельхозработников, заказанные Доротее Ланг рузвельтовской администрацией по защите фермеров.


Рокеров Корбайн снимал дольше и больше других, и на длинных сериях снимков или роликов одного и того же человека проступает эффект документального кино. Про художественные фильмы мы знаем, что здесь актеру подкрасили волосы, тут забелили виски, а потом персонаж так состарился, что его вообще другой актер играет. У Корбайна же всякий раз ловишь себя на просмотре чужой жизни, сжатой до нескольких двух-четырехминутных видео. Вот здесь объект сел на героин, здесь переживал внезапное тихое счастье, а там — клиническую смерть, дважды.

Именно поэтому для Корбайна чрезвычайно важен проект "a. somebody" — автопортреты в образе знаменитых поп-звезд в пейзажах родного острова Хуксхе-Вард, подписанные "a. lennon", "a. marley". Он настаивает, что это его самые личные произведения. Затея с переодеванием, на первый взгляд комичным, таит глубокий подтекст — самоидентификацию, поиск себя, своего положения в пасторальных пейзажах малой родины и заодно в фотографической рамке. Этот везунчик, оказывается, романтик. Он не про звезд снимает, не про их амбиции. Просто у него так получается, что музыка, которую делают его герои, прессуется, переводится, напечатлевается в снимки. Романтический перевод одного искусства в другое — вот зачем были нужны друг другу провинциал Корбайн и его celebrities. Смотришь на них и понимаешь, что у него ведь все фото как бы про одно и то же — про маленького мальчика, который выглядывает из окна в большой мир. То есть он в сад выглядывает, а надеется увидеть, как весь мир его ждет.

Помимо множества фотоальбомов, также были выпущены 10 книг и каталогов с работами Антона Корбайна, передает ИА "Росбалт". Недавно Корбайн завершил работу над своим первым художественным фильмом "Контроль" и сразу стал лауреатом Каннского фестиваля 2007 года, получив за этот фильм приз "Золотая камера".

Выставка организована Представительством голландской компании One-Go Events, Государственным Центром Современного Искусства при поддержке Посольства и Консульства Нидерландов.

"Четыре измерения Антона Корбайна"
Санкт-Петербург, Манеж, до 14 марта
С 20 февраля по 14 марта зал работает с 11.00 до 21.00, касса — до 20.00.
19 февраля — вход по пригласительным билетам
Касса: (812) 571-41-57



Сайт управляется системой uCoz