Канн-2005: кино на продажу

Одновременно с кинофестивалем в Канне проходит крупнейший международный кинорынок.

Киношникам хорошо известно, что знаменитый кинофестиваль в Канне — с золотыми пальмовыми ветвями, красными коврами, звездами на Круазете и счастливыми толпами киноманов — всего лишь верхушка айсберга под названием "событие года в киноиндустрии".

Пока в большом театре Люмьер и зале Бунюэль Дворца фестивалей 20 конкурсных картин борются за самые престижные европейские награды, в малых залах, зальчиках и аудиториях на 35 мест идет торговля отборным кинематографом.

В этом году на Каннском кинорынке зарегистрировано 2860 фильмов, 2540 кинокомпаний, из них 1350 — скупщиков и прокатчиков; за 11 торговых дней состоится полторы тысячи показов.

Далеко не все фильмы, демонстрируемые на рынке, досняты и домонтированы.

Многие продюсеры привозят на показ полуфабрикаты: трейлеры, фрагменты, черновые копии. К примеру, Терри Гиллиам, один из создателей культовых британских фильмов "Монти Пайтон", сценарист "Жизни Брайена" и режиссер "Бразилии", покажет в Канне 20 минут из своего нового фильма, "Братья Гримм" /Brothers Grimm, The/ (2005) с Мэттом Даймоном и Хитом Леджером.

Создатели картины, которая только что вышла из постпроизводства, полагают, что такого "подглядывания одним глазком" по приглашениям для прокатчиков и прессы вполне достаточно, чтобы продать права на дистрибуцию картины во всех регионах земного шара.


Неснятый Декамерон

А знаменитый кутюрье и продюсер по совместительству Роберто Кавалли и его соратница Марта Де Лаурентис решили продать свой новый проект в Канне, не показав из него ни кадра.

В сущности, показывать им еще нечего: съемки новой версии "Декамерона" /Decameron, The/ (2006) Боккаччо начались в Риме три недели назад. Режиссер картины — Дэвид Лилэнд, в главных ролях — Миша Бартон ("Шестое чувство", "Луговые собачки") и Хайден Кристенсен. Тот самый Хайден Кристенсен из "Звездных войн", на премьеру которых вдоль Круазета уже начинают выстраиваться очереди ошалевших фанатов.

Роберто Кавалли выступает в "Декамероне" как дизайнер костюмов и продюсер. Его рыночная стратегия проста: Хайдену Кристенсену достаточно появиться на фестивальном подиуме в "упаковке" из "Декамерона", чтобы привлечь к себе пристальное внимание покупателей.

"Сначала мы собирались устраивать пресс-конференцию или специальную акцию для прокатчиков, но потом решили ограничиться фотосессией. У Хайдена и Миши будет очень мало времени в Канне, им нужно возвращаться в Италию на съемки", — пояснил представитель агентства DDA, которое занимается рекламой проекта на фестивале.


Частные инвесторы Кипермана

Бок о бок с акулами киноиндустрии, компаниями "Buena Vista", "Gaumont", "Warner Bros." и европейскими тиграми "Fortissimo Films", "Pyramide International", "Wild Bunch" в торговых рядах кинорынка стоят средние и мелкие кинокомпании, представляющие монопродукт, т.е. один художественный фильм.

Американский режиссер Женя Киперман родился в Ленинграде, окончил киношколу Колумбийского университета и преподает историю кино в Нью-Йорке.

Продюсерскую компанию "Iagofilms" Женя создал с одной единственной целью — снять комедию из жизни нью-йоркских актеров по собственному сценарию под названием "Я отомщу за тебя, Яго!".

Киперман рассказывает: "У "Яго" около 60 частных инвесторов, почти столько же, сколько было у братьев Коэнов, когда они снимали "Просто кровь". Я лично снял 45 тысяч долларов с кредитной карточки и вложил эти деньги в фильм. Большинство наших инвесторов — мои бывшие студенты или слушатели нью-йоркской русской радиостанции "New Life Radio".

"Мой друг Сева Каплан — один из самых популярных радиоведущих в Штатах. С его помощью мы собрали значительную часть инвестиций, а несколько раз я сам выступал у микрофона в эфире радио "Новой жизни". Каждый раз в студию звонили люди и предлагали деньги. Это очень трогательно, что люди, которые в глаза меня не видывали, решили помочь проекту", — рассказывает он.

"Я думаю, это специфически российская вещь: слушателей воодушевляла история об эмигранте-соотечественнике, который хочет осуществить свою большую Американскую мечту — снять настоящий фильм — по-английски и с американскими актерами".

"С предложениями помощи звонили и совсем небогатые люди, готовые отдать на съемки свои скромные сбережения — от таких даров я старался отказываться. На мне и так лежит огромная ответственность перед вкладчиками "Iagofilms". Я возлагаю большие надежды на успех на Каннском кинорынке", — заключает Киперман.


Российский кинобум

В последние годы резко возросло число российских покупателей в Канне.

Журнал киноиндустрии "Скрин" называет Россию и восточную Европу новым "ярким пятном" на кинокарте: "российский рынок кажется очень оживленным, судя и по производимому товару, и по покупательской способности".

Российское прокатное агентство "Интерсинема-Арт" уже приобрело права на прокат новой картины южнокорейского маэстро Ким Ки-дука "Bow, The", которая участвует в конкурсе "Особый взгляд".

Компания "West Video" станет официальным российским дистрибьютором блокбастера главного конкурса — "Города грехов" /Sin City/ (2005) Роберта Родригеса. Однако, как заметил президент компании "Кино без границ" Сэм Клебанов, уровень окупаемости артхаусных картин в России в последнее время снизился.

"В России наступил кинобум. После десяти лет кризиса ожило кинопроизводство: в стране стали снимать и прокатывать картины. К сожалению, появление в кинотеатрах разрекламированных отечественных блокбастеров, которые по качеству соответствуют голливудскому товару средней руки, лишило зрителя возможности знакомиться с зарубежным авторским кинематографом", — считает он.

"В Москве сейчас строятся кинотеатры-мультиплексы, где в 10 залах одновременно показывают всего... четыре-пять фильмов. Владельцам выгоднее набивать залы зомбированной рекламой публикой, чем предлагать разнообразный ассортимент на любой вкус", — рассказал Клебанов.

В этом году в Канне российским кинопрофессионалам приходится довольствоваться местами в зрительных залах и торговых рядах. За исключением произведенного в 1966 в СССР "Листопада" Отара Иосселиани, ни одна российская картина не попала ни в конкурс, ни в специальные программы.


Украина в Канне

Большие надежды на фестиваль у кинематографистов Украины: претендующий на приз за лучшую короткометражную ленту фильм "Путники" Игоря Стрембицкого с бюджетом в 15 тысяч гривен (3 тысячи долларов) станет первой украинской картиной в истории фестиваля.

Рассказывает сценарист картины Наталья Конончук: "Путники" — дипломный фильм Игоря и первая его работа на пленке, до этого он снимал только видео. А мне пришла в голову мысль послать картину на какой-нибудь фестиваль. Я поискала информацию о фестивалях в сети, и выяснилось, что наш фильм проходил по всем отборочным параметрам Каннского фестиваля.

"Мы послали DVD из Киева обычной почтой, заплатили за это 20 гривен. А потом уже, когда пришло приглашение из Франции, началась такая суета: перезапись на пленку, титры на французском языке, материалы для пресс-релизов... Так что мне пришлось освоить профессию продюсера. Я надеюсь, что поездка в Канн даст нам возможность наладить международные контакты — и творческие, и коммерческие. Сейчас главное, чтобы пленка прошла таможню и вовремя добралась до Канна!" — восклицает он.

Конкурсный фильм, открывающий всемирный кинофорум, французский психологический триллер Доминика Молла "Лемминг" /Lemming/ (2005), уже приобретен российской артхаус-линией "Кино без границ". В начале июня картина выйдет в международный прокат.



Сайт управляется системой uCoz