Ретроспектива Фассбиндера в Киеве

В прошлый четверг в киевском кинотеатре "Киев" стартовал фестиваль-ретроспектива фильмов Райнера Вернера Фассбиндера. В течение двух недель у киевских киноманов есть возможность увидеть пять кинолент, созданных режиссером в 1980-ые годы, — классику интеллектуального кино прошлого века.

Райнер Вернер Фассбиндер — идеальный образец нонконформиста. Будучи гомосексуалистом, он успел жениться на одной из своих актрис. Впрочем, даже бракосочетание не спасло его от наркотиков — Фассбиндер умер в 37 лет от передозировки кокаина. Режиссер, казалось, чувствовал, что ему уготована короткая жизнь, и пытался прожить эти годы исключительно ярко, успеть как можно больше. Из-за этого практически не спал, снимал по четыре фильма в год и просиживал ночи, сочиняя сценарии и пьесы.

Будущий режиссер родился в 1945 году в семье врача. С детства пропадал в кинотеатрах, смотрел по несколько картин в день. Так и не закончив общественную школу, в 19 лет он вступил в драматическую. В 20 пытался стать студентом Берлинской академии кино и телевидения. В 22 он присоединяется к мюнхенскому "Театру действия", уже через два месяца возглавляет труппу и переименовывает ее в "Антитеатр". В это же время на любительскую видеокамеру Фассбиндер снимает свои первые короткометражки. Вдохновленный картинами Жана-Люка Годара и Дугласа Серка, свой первый полнометражный фильм "Любовь холоднее смерти" Фассбиндер выпускает в 1969 — с благодарным посвящением режиссерам французской "новой волны". Первый успех приходит в 1974 году, когда картина "Страх съедает душу" попадает на конкурсный показ в Канны и получает несколько престижных фестивальных наград.

Фирменный стиль режиссера просматривается в любой из его картин: статическая камера, некоторая театральность, манерность диалогов, небрежность и неравенство сказания. Персонажи Фассбиндера — не типажи, а скорее люди из толпы, а в центре внимания картины — всегда лишь мир человеческих взаимоотношений.

Для фестиваля-ретроспективы кинотеатр "Киев" отобрал пять фильмов режиссера, созданных в 1980-ые годы, — не только последние, а еще и самые зрелые работы Фассбиндера.

Открыла фестиваль картина "Третье поколение" — фильм о быте террористической организации "Фракция Красной армии", которая наводит ужас на Германию своими кровавыми акциями. В этой "комедии из шести частей" Фассбиндер исследует сложные и запутанные отношения между людьми, одержимыми, казалось бы, общей идеей. Эпиграфом к каждой из частей является надпись в туалете: по мнению Фассбиндера, сполна красноречивая деталь, чтобы отметить: главная причина любой революции — сексуальное недовольство.

Совсем другая смысловая нагрузка у эротики и секса в картине "Лола". Связь большого чиновника и проститутки угрожает стать крахом для него и возможностью начать новую жизнь для нее. Все это происходит в 1957 году, в эпоху экономического развития Германии и связанного с ним капиталистического бума. Рассказывая историю этой странной и губительной любви, Фассбиндер неоднократно отвлекается, чтобы еще раз въедливо выразиться в адрес общества с его лицемерной моралью. Вместе с картинами "Замужество Марии Браун" и "Тоска Вероники Фосс" (этот фильм тоже представят в рамках ретроспективы) "Лола" входит в так называемую женскую трилогию Фассбиндера — цикл работ с ощутимой психологической доминантой, которой были лишены его предыдущие киноленты.

Такие, например, как "В году тринадцать лун", где практически нет женских образов. Главные герои здесь изгои, транссексуалы, мужчины-проститутки. Картину нередко называют ключевой для Фассбиндера — не чуждые гомосексуальной теме Франсуа Озон и Педро Альмодовар, к слову, не скрывают, что именно этот фильм, собственно, привел их в кинематограф.



Сайт управляется системой uCoz