Внимание! ВГИК

Преподавательский состав ВГИКа нуждается в пополнении за счет молодых, считает новый ректор вуза Владимир Малышев.

"Основа популярности нашего вуза — великая традиция и те великие мастера, которые сейчас работают в нем. Но институт нуждается и в молодых кадрах, и я был бы рад, если бы у нас стали работать, например, Аня Михалкова или Михаил Пореченков", — сказал в интервью РИА Новости ректор ВГИКа.

Владимир Малышев был избран ректором ВГИКа 15 мая 2007 года, до этого он более 30 лет работал в сфере культуры и кинематографии. Был одним из организаторов Всесоюзного объединения "Союзкинорынок", с 1990 по 2001 годы — генеральным директором Госфильмофонда России. С сентября 2001 года он был — заместителем министра культуры РФ, курировал вопросы экономической деятельности, а в апреле 2004 года Малышев был назначен заместителем руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Ректор продолжил, что в ближайшее время планирует сделать нескольким молодым "звездам" предложение о сотрудничестве. "К сожалению, мы не можем им предложить достойную оплату — средняя зарплата преподавателя 10-11 тысяч рублей, и эти деньги несравнимы с тем, что зарабатывают эти люди в кино", — рассказал Малышев.

Он добавил, что ВГИКу не хватает финансовой помощи государства. "Конечно, все бюджетники могут сказать то же самое, и нам на фоне других грех жаловаться. Но, несмотря на то, что Роскультура нам увеличила финансирование, ВГИКУ для полноценного существования нужно в пять раз больше", — пояснил Малышев.

Ректор отметил, что, так как сам долгое время был чиновником от культуры, то прекрасно понимает, что любую просьбу надо обосновывать: "Сейчас ситуация такова, что ВГИКу, быть может, деньги нужнее, чем даже Большому театру. За последние 15 лет в нашем учебном заведении накопилось слишком много проблем".

На фоне внедрения компьютерных и цифровых технологий, по мнению ректора, база вуза безнадежно устарела, особенно учитывая произошедший за последние несколько лет качественный прорыв в кинематографе.

Малышев продолжил, что от отсутствия новых технологий, прежде всего, страдает учебный процесс, так как особенностью ВГИКа является совмещение теории и практики: "Из-за слабой технической оснащенности некоторые работы приходится делать не у нас, под руководством мастера, а на других студиях".

Строим дом

Впрочем, добавил ректор, кое-что сделать уже удалось: "Например, мы оборудовали современный просмотровый кинозал, а то нам даже копии картин боялись давать, чтобы не испортили. Сдавали ремонт на 4 этаже, где у нас занимаются художники".

Но все равно, по его словам, институту не хватает половины аудиторий, а те, что есть, не отвечают современным требованиям. Поэтому, главная задача на ближайшее время — строительства нового корпуса института.

"У нас есть земля. Разрешение на строительство подписано еще в 1998 году, и даже удалось получить первые 20 миллионов рублей на проект", — сказал он. По словам ректора, это большая удача: "Денег на строительство, без утвержденного архитектурного проекта, никто не даст, а на сам проект средства выделяют крайне редко".

Ректор добавил, что надеется увидеть новый корпус при своей жизни. "Во всяком случае, проект уже готов, и, на мой взгляд, современное здание прекрасно сочетается с классическим корпусом старого ВГИКа", — признался ректор.

В кабинете Малышева висит компьютерное трехмерное изображение нового здания с огромной застекленной крышей. "Чтобы художникам было светлее", — с гордостью добавил ректор.

Вгиковцы нам помогут

Несмотря на большие сложности, ректор ВГИКа не считает, что одно только государство должно взять на себя решение всех финансовых проблем вуза.

ВГИК, по его словам, может зарабатывать самостоятельно: "Помимо платного обучения, институт может зарабатывать на производстве, у нас есть четыре павильона, но пока мы не оснастим их современным оборудованием, никто к нам не придет".

Малышев также сообщил, что в институте в настоящее время разрабатывают программу платного дистанционного обучения по Интернету, а сам вуз оснащается компьютерными сетями. "Я уверен, дистанционное обучение может стать эффективным и востребованным, учитывая притягательность института", — добавил он.

Есть, по мнению Малышева, и другие, негосударственные источники финансирования, которые позволят ВГИКу выйти на должный уровень лучшего киновуза страны.

Ректор отметил, что на Западе нередко крупные компании, кладут крупную сумму на счет учебных заведений, которые пользуются лишь процентами от этих денег.

"Кроме того, во всем мире большие кинокомпании, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров, сами финансируют культуру, и бюджеты западных колледжей формируются исходя из этих поступлений", — рассказал Малышев.

Он продолжил, что сейчас во ВГИКе, идет процесс создания Совета попечителей из бывших выпускников вуза: "Я по себе знаю, тому, кто закончил ВГИК для него ничего не жалко. Все бывшие выпускники, к которым я обращался, готовы помочь, кто деньгами, кто материалом или техникой, но нужна плановая работа".

Всему виной телевидение

По мнению Малышева, в кино сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, не хватает профессиональных кадров, с другой — продюсеры сначала игнорируют новые имена, а потом жалуются на недостаток специалистов.

"Всему виной телевидение, которое воспитало несколько поколений зрителей на штампах: все хотят известных режиссеров и артистов, простые, развлекательные истории", — сказал он.

Как сообщил Малышев, в среднем в год в стране выпускают 150 художественных фильмов, 400 документальных и 100 анимационных лент, а это уже более 1000 режиссеров и операторов, которых попросту нет. "У нас забирают даже третьекурсников: "Несколько операторов ушли летом после третьего курса подработать на телевидение или в кино, и не вернулись. Профессионалов не хватает во всех сферах".

Ректор признался, что не понимает, почему продюсеры не сидят сутками во ВГИКе: "Им бы отлавливать таланты во всех областях — режиссеров, сценаристов, актеров и следить, чтобы эти люди получили полное образование, может быть, даже оплачивать им обучение. Тогда не будет жалоб на то, что утрачена режиссерская или сценарная школы". По словам Малышева, чтобы продюсеры поняли необходимость селекционной работы со студентами должно пройти время.

В заключение ректор добавил, что надеется, что в связи с грядущим юбилеем ВГИКа (в 2009 году институту исполнится 90 лет) и предстоящим столетием российского кинематографа многие проблемы удастся решить быстрее. "Нельзя забывать, что ВГИК — первая киношкола мира, и многие известные сегодня киношколы учились у нас".



Сайт управляется системой uCoz