В кинотеатры из-под палки

Создатели "Иронии судьбы. Продолжения" хотели вернуть в кинотеатры взрослого зрителя. Массированная реклама, ностальгические чувства россиян сделали свое дело. По информации Константина Эрнста, 35% тех, кто посмотрел фильм, пришли в кинотеатр впервые за 20 лет. Но где гарантия, что эти люди еще на 20 лет не забудут про кино на большом экране, выясняла обозреватель "Недели" Анна Федина.

Продюсер, руководитель кинокомпании СТВ и кинопрокатной группы "Наше кино" Сергей Сельянов: "Цена на билет должна упасть вдвое"

У взрослых зрителей, как правило, меньше свободного времени для походов в кинотеатр, чем у молодежи. Главное, старшее поколение в 90-е годы потеряло привычку ходить в кино. А у тех, кому сейчас 40, ее и не было. По сути мы этих зрителей потеряли.

Сейчас задача привлечь их стоит очень остро, без них рынок просто не выживет. Значит нужно, чтобы в репертуаре была продукция, которая интересует взрослого зрителя. Должны появляться залы, ориентированные на него: молодежь, жующая попкорн, пьющая пиво, болтающая рядом по мобильникам, раздражает и отвлекает собственно от кино. Кто захочет платить за такой отдых?

Цены на билеты надо снижать. В идеале — до двухзначной цифры. Но в Москве, где вечерний сеанс стоит 300 рублей, цена должна снизиться хотя бы вдвое. Иначе мы потеряем и юного зрителя, который вчера ходил в кино с родителями, а сегодня просит у них на билеты. Денег ему не дадут — и привычка ходить в кино не разовьется.

Кинотеатров у нас не хватает, особенно многозальных. Нормальное для России число экранов — 3000. То есть нужен еще как минимум двукратный рост.

И, конечно, нужны агитация и пропаганда, не побоюсь этого слова. Надо поддерживать, если угодно, потребность или моду смотреть фильмы в кинотеатре. Как в Европе, где традиция похода в кинотеатр никогда не прерывалась".

Вице-президент, креативный директор прокатной компании "Кино без границ" Антон Мазуров: "Старушек попкорном не испугаешь!"

Если говорить о русских картинах, то вокруг них первым делом нужно изменить политику государственного вложения денег в кинематограф. Сейчас у чиновников нет четкого (опубликованного) принципа, по которому выделяемые на кино средства делились бы между фильмами, рассчитанными на разную аудиторию: молодую, взрослую, пожилую. Поэтому все стараются снимать кино для молодежи.

Если же говорить о прокате в целом, то проблема похожа: кинотеатры не знают, что такое диверсификация кинопоказа. С однозальными кинотеатрами сделать уже ничего нельзя, это абсолютный реликт, гиря, висящая на ноге проката. Единственный выход — переоборудовать их как минимум в трехзальные. Тогда в одном зале будет идти мультик для детей, в — другом ужастик для подростков, в третьем — серьезная драма для взрослых. Причем должна быть и ценовая диверсификация. Во всем мире детей, студентов и пенсионеров пускают в кино по заниженному тарифу.

Но, к сожалению, даже мультиплексы о диверсификации не думают. Сегодня их задача — сшибить деньги на "верняке", и прежде всего на тех картинах, которые сделали серьезную кассу в США. А надо перестать молиться на американский бокс-оффис и задуматься о том, какие интересы есть у нашего зрителя. Причем не только у молодежи до 25 лет, которая сегодня приносит львиную долю денег на билеты, но и у всех остальных категорий населения.

Сегодня возрастная аудитория приклеена к телевизору, и прокат на нее не ориентируется. "Груз 200" должны были посмотреть не подростки, а те, кто помнит СССР, но в рекламе не было ни слова о прошлом, были кулак и фамилия "Балабанов". А ведь при грамотной, адресной рекламной кампании взрослый и даже пожилой зритель пошел бы в кинотеатр. И не испугаются старушки поп-корна в мультиплексах! Они потому и старушки, они мудрые, они пережили войну и Сталина, поп-корном их не испугаешь.

Успех "Иронии судьбы. Продолжения" — исключительный случай. "Первый канал" — такая безжалостная пропагандистская машина, что она способна позвать людей куда угодно: голосовать за Путина, смотреть фильм Бекмамбетова, неважно. Против лома нет приема. И тем не менее "Ирония судьбы" показала, что зритель старше 25-30 лет может пойти в кинотеатр. Если найти к нему подход, если не только его позвать, но и предложить соответственное кино. Но у нас это никому не нужно. Никаких социологических опросов, никаких тестовых просмотров, с помощью которых в цивилизованных странах нащупывается потенциальная аудитория той или иной картины, у нас не проводится. Пока есть возможность стричь купоны с молодежной аудитории, у которой есть деньги и которой, кроме как в кино, больше и пойти-то некуда (или нет иной культурной традиции проведения досуга), думать над тем, как привлечь в кинотеатры возрастную аудиторию никто не будет.

Сейчас цель российского кинопроката — не привлечь разную публику, а задействовать одну аудиторию, но по максимуму. Вот кинотеатры и ориентируются на молодежь, на всех остальных им наплевать. Изменить эту ситуацию может либо государство, создав прозрачные правила, либо прокатчики, ясно понимающие профессиональную цель — собирать кассу, показывая большему количеству разных людей максимальное количество разнообразного кино. Но таких у нас на уровне букеров — росписчиков репертуара киносетей определенно не видно".

Наши кинотеатры в цифрах

1500 кинотеатров было в дореволюционной России.

4 кинотеатра работало в Москве в 1921 году.

600 кинотеатров было разрушено в стране в годы Великой Отечественной войны.

Около 1500 залов в кинотеатрах сейчас открыто в России (около 400 из них — в Москве и Санкт-Петербурге).

22 посещения кинотеатра в год на человека — рекордный показатель был зарегистрирован в СССР в 1968 году.

90 000 000 человек посмотрели в 1980 году отечественный хит "Пираты ХХ века" (вышедший в 1979 году).

9 000 000 человек посмотрели в России и СНГ вышедшую перед Новым годом "Иронию судьбы. Продолжение".

51% сегодняшних посетителей кинотеатров — в возрасте до 25 лет.

24% посетителей сегодня — в возрасте до 20 лет.



Сайт управляется системой uCoz