Дань уважения Франческо Рози

Международный кинофестиваль в Берлине начиная с 1982 года регулярно представляет программы "В знак уважения", посвященные крупнейшим мастерам кино. В 2007 году ее героем стал американский кинорежиссер Артур Пенн. 58 кинофестиваль в Берлине снова посвятит специальную программу выдающемуся деятелю мирового кинематографа — знаменитому итальянскому режиссеру Франческо Рози. В своем творчестве Рози критически отразил политическое, экономическое и интеллектуальное развитие Италии. В рамках программы 14 февраля Франческо Рози будет вручен "Золотой медведь" за творческие достижения.

"Наделенные взрывной силой фильмы Рози по-прежнему убедительны и сегодня. Его произведения — классика политически ангажированного кино", — говорит директор Берлинале Дитер Косслик.

Франческо Рози, которому сейчас 85 лет, был одним из тех, кто формировал историю итальянского кино на протяжении 50 лет. На Берлинале будет показано 13 фильмов, относящихся к разным десятилетиям творчества мастера. В фильме "Сальваторе Джулиано" (1962) он впервые нашел свой индивидуальный стиль и добился международной известности: картина была награждена "Серебряным медведем" за режиссуру на Берлинале 1962 года и будет показана на торжественной церемонии награждения 14 февраля 2008 года.

Когда Франческо Рози дебютировал как режиссер летной "Вызов" в 1958 году, он уже несколько лет проработал ассистентом режиссера и сценаристом у ряда мастеров кино, включая Висконти. Его использование съемок на натуре и непрофессиональных актеров определил неореализм. В фильме "Коммивояжеры" (I magliari) он нарисовал реалистическую картину соперничества итальянских торговцев тканями в Гамбурге, которые пытались найти себе место в богатом западно-германском обществе. В лентах "Сальваторе Джулиано", "Дело Маттеи" (1972, "Золотая пальмовая ветвь" в Канне) и "Счастливчик Лучано" (1973) он исследовал, как экономические и политические властные структуры переплетены с мафией. Он разоблачил замятые скандалы, связанные со строительством в его родном Неаполе, в картине "Руки над головой" (1963), за которую получил "Золотого льва" в Венеции. В конце 1970-х Франческо Рози открыл для себя новую область как в эстетическом, так и тематическом плане. В фильмах "Христос остановился в Эболи" (1979) и "Три брата" (1981) он переключил свое внимание на внутреннюю жизнь героев. Эти картины также отразили конфликты между богатым севером Италии и ее более бедным сельскохозяйственным югом, последний был представлен в поэтическом архаическом пейзаже Лукании в ленте "Христос остановился в Эболи".

Франческо Рози снимал в своих фильмах и итальянских, и зарубежных кинозвезд, среди которых были Джан Мария Волонте, Ален Кюни, Филипп Нуаре, Род Стайгер и Джон Туртурро. Также Рози всегда был ответственным за сценарии своих картин, которые он как правило создавал совместно с командой из нескольких сценаристов; кроме того он сам собирал материал для своих фильмов-расследований. Во многих сценариях его соавторами были Сузо Чекки д'Амико, Раффаэле Ла Каприя и Тонино Гуэрра.

"Фильмы Франческо Рози никогда не утрачивают своей страстности и сегодня по-прежнему оказывают огромное влияние — факт, который подчеркивает их величие как произведений искусства", — отмечает доктор Райнер Ротер — директор отвечающий за программу "Немецкой синематеки — Музея кино и телевидения".

Многие из картин Рози, посвященных животрепещущим вопросам недавней итальянской и европейской истории, вызывали яростные публичные споры. В своих кинематографических реконструкциях подлинных событий он предлагает нам свидетельства и доказательства и, делая это, придает историческое измерение самим событиям.



Сайт управляется системой uCoz