Moves07 в Челябинске

В субботу в Челябинске в кинотеатре им. Пушкина прошел показ лучших работ фестиваля Commonwealth Film Festival Moves.

"Moves" проходит в рамках Манчестерского кинофестиваля, но заслужил статус вполне самостоятельного мероприятия. Он объединяет режиссерские работы о движении в кадре. Представленные короткие видео, по идее, должны были сложиться в очень пестрый ковер актуального видеоискусства. Концепция, очевидно, была в представлении всех существующих тенденций в области движения в кадре. Насколько это было нужно собравшейся публике, осталось тайной, но самую живую реакцию можно было наблюдать на ролики с понятными, наболевшими, что ли, темами. Должно быть, это правильно, что молодые режиссеры обращают свое внимание на события актуальные, и видеотанец становится еще одним способом отобразить в комичном (или драматичном) виде реальность и вызвать в публике некое прозрение.

Если сравнивать кинопоказ с прошедшей не так давно в галерее современного искусства "OkNo" презентацией Ани Освальд "Jump cuts. Видеотанец", то на этот раз зритель мог увидеть фильмы более поздние, в основном нынешнего и прошлого годов. Не было вопиющего авангарда вроде падающих под музыку досок, а танца было достаточно как реального, так и анимационного. Собственно, анимацией и открылся показ: "Больше веселой анимации" — забавный мультик, выполненный в духе примитивизма, годился на заставку и создал позитивное настроение.

Далее имеет смысл поделить ролики на ряд групп, чтобы проще было проследить тенденции в развитии видеодвижения. Начнем, пожалуй, с группы, условно названной "идейным искусством". Танец здесь не просто движение, но наполненное смыслом действие: будь то "Чаепитие" — невероятно стильное видео, потому что выполнено в стиле ретро, черно-красных тонах и с трогательным "блером" или размытостью кадров, или же "Это — молчание" — ода безликому и безлюдному техногенному миру. В этой группе найдет себе место и стилизованный под старое кино черно-белый, чтобы быть еще точнее — черно-серый драматичный и психоделичный ролик "Заново", разбитый на несколько частей-раундов, как настоящий кино-спектакль.

В противоположность первой группе отчетливо выделялось и "беспредметное искусство": там, где движение условно, ровно, как и образ. Эстетическое удовольствие вызывают калейдоскопические метаморфозы "Личных пространств", тонкость и затейливость искрящихся линий и невесомых форм "Гармоник", но не наталкивают они на размышления, да и не должны. Их роль — воплотить на экране красоту движения, создать яркий визуальный образ.

Третье направление, довольно обширное — юмор и массовая культура (то есть доступное всем по тематике искусство). Самый оригинальный подход к теме продемонстрировали Роберт Делески и Дэвид Денсон со своим роликом "В офисе", где уставший менеджер грезит о том, как восстанет и перестреляет всех коллег из автомата, подобно зайцам в тире. Рекламную тему поддержал ролик "Авто-эротика", которому бы в пору выйти под лозунгом "И машины соблазнять умеют". Да еще как: спровоцировав молодого человека на демонстрацию великолепных па.

Элементом трэша показался мультипликационный фильм "Курадзима", выполненный в лучших традициях компьютерной анимации "Покемонов" — слишком уж примитивно для солидного фестиваля.

Из представленных видеоработ наиболее удачными были те, что содержали непосредственно танец, движение под музыку (или без музыки), потому что эстетика языка тела захватывает, ведь трактовать его можно с невероятным количеством вариантов.

"Moves'07" — невероятно пестрый показ, не оставивший общего впечатления. Полученную разрозненную информацию необходимо было свести к какому-то знаменателю, структурировать, иначе невозможно осмыслить такое явление в современном киноискусстве, как видеодвижение. Этим знаменателем стал человек. Все-таки те ролики, где он был — танцующий ли, дергающийся, конвульсирующий, ломающийся ли, — там была жизнь. Та самая, которая невозможна без движения, сочная, пульсирующая жизнь.



Сайт управляется системой uCoz