Конвейер остановился

На фестивале независимого кино Sundance может разразиться настоящая война за готовые фильмы: забастовка сценаристов затягивается, и большие голливудские студии делают запасы на черный день

Фестиваль, ежегодно проходящий в штате Юта, начнется только в середине января, а режиссер Стэйси Перальта уже отбивается от деятелей кинорынка, желающих поскорее увидеть его последнюю работу "Сделано в Америке". Звонили уже человек десять — это чрезвычайно много для документального фильма, который будет показан так нескоро. "Я отвечаю, что с удовольствием показал бы им фильм раньше, но не открою карт до начала фестиваля, — говорит Перальта. — Попробую рискнуть".

Возможно, в этом году риск не так уж велик. Дело в семинедельной забастовке теле- и киносценаристов, входящих в Гильдию писателей Америки. Конвейер сценариев, обслуживающий Голливуд, приостановился, и это заставляет студии запасаться самыми разными фильмами на случай, если забастовка затянется и повлияет на производство новых картин. А такая вероятность все выше, поскольку переговоры с бастующими зашли в тупик.

Киноиндустрия всегда внимательно следила за "Сандансом": здесь уже более 20 лет независимые режиссеры находят прокатчиков для своих картин. Директор фестиваля Джеффри Гилмор говорит, что "Санданс" — одна из "последних чистых торговых площадок".

"Маленькая мисс Счастье" была в 2006 году куплена за $10 млн, но игра стоила свеч: картина получила двух "Оскаров" и принесла в мировом прокате $100 млн

В программе очередного фестиваля — 121 фильм, договор о прокате заключен лишь примерно на 15 из них, говорят организаторы. На открытии покажут картину "Однажды в Брюгге" — историю о двух наемных убийцах, отдыхающих в Бельгии (их сыграли Колин Фаррелл и Ральф Файнс).

Крупные студии уверяют, что у них достаточно сценариев и они переживут любую забастовку, но тем не менее за новые картины может разразиться настоящая война. В самом деле, зачем создавать фильм с нуля, особенно в условиях забастовки, если можно купить на "Санданс" готовый? Пусть даже за многие миллионы долларов — все равно сейчас это может оказаться и безопаснее, и выгоднее.

"Если фильм сулит верный успех, он, безусловно, будет продан", — говорит продюсер Майкл Лондон, работавший над картинами "На обочине" и "Иллюзионист". Согласен с ним и Марк Гилл, глава компании по финансированию и производству фильмов The Film Department: "Пять фаворитов уйдут за баснословные деньги, а множество других фильмов — за меньшие, но, вероятно, все равно дороже, чем в прошлом году".

Однако выискивать на "Санданс" потенциальные коммерческие хиты — это искусство, а не наука. Фильм "Маленькая мисс Счастье", получивший два "Оскара", был куплен на фестивале 2006 года компанией Fox Searchlight, по некоторым сведениям, за 10 млн долларов — невиданная для "Санданс" сумма, — но игра стоила свеч. В мировом прокате картина принесла 100 млн долларов и отлично продавалась на DVD. В этом году Fox Searchlight купила четыре фильма, в том числе "Официантку" с Кери Расселл в главной роли, и "Однажды", музыкальный фильм о любви, снятый за $150 000. Только в 150 кинотеатрах США за семь месяцев он собрал $9,4 млн.

В Голливуде не берутся предсказать фаворитов этого года. Кроме "Тайн Питтсбурга" с Питером Сарсгаардом и Сиенной Миллер активно обсуждаются комедия "Перемотка", в которой Джек Блэк старается восстановить случайно уничтоженные им видеокассеты с классическими фильмами, и комедия Барри Левинсона "Что случилось?" с Робертом Де Ниро в роли кинопродюсера на спаде карьеры. Есть также "Чистка до блеска" с Эми Адамс (ее звезда взошла в недавней "Зачарованной") и Эмили Блант (та самая бесцеремонная секретарша из "Дьявол носит Prada"), играющих сотрудниц криминальной клининговой компании.



Сайт управляется системой uCoz