Сценаристы выключили телевизор

Американская индустрия развлечений переживает один из самых сложных периодов за всю историю своего существования.

В минувшие выходные рабочие сцены бродвейских театров начали забастовку после того, как им не удалось достичь соглашения с продюсерами и владельцами театров по поводу зарплаты и других условий труда. Неделей раньше американская гильдия сценаристов начала бессрочную забастовку, требуя пересмотра системы начисления зарплаты сценаристам. Эксперты уверены, что если забастовка работников театральных сцен повлечет за собой только материальные убытки для владельцев театров, то забастовка сценаристов приведет к более серьезным структурным изменениям всей американской индустрии развлечений. Некоторые даже говорят о том, что забастовка может подтолкнуть Голливуд к переезду в другую страну.

Кина не будет

В минувшие выходные работники сцены бродвейских театров начали пикетировать дневные и вечерние спектакли после того, как продюсеры и владельцы театров не выполнили условий профсоюзов по пересмотру трудовых договоров. Сейчас контракт предусматривает, что продюсеры могут сами определять количество занятых в постановке рабочих, продолжительность их рабочего дня и то, какую работу они должны выполнять. Забастовка рабочих сцены привела к отмене более двух десятков спектаклей и мюзиклов. В любое другое время эту забастовку могли бы расценить как отдельный конфликт между профсоюзом, защищающим права сотрудников, занятых в индустрии развлечений, и продюсерами. Однако события прошлой недели заставили наблюдателей говорить о том, что положение намного серьезнее.

Как известно, в начале прошлой недели Американская гильдия сценаристов /WGA/ официально объявила о начале бессрочной забастовки. Последние переговоры с Альянсом продюсеров кино и телевидения /AMPTP/, которые длились больше десяти часов, так и не привели к разрешению конфликта. Гильдии не удалось достичь соглашения с продюсерами по целому ряду вопросов, поэтому все 12 тыс. сценаристов одновременно приостановили работу. Их основное требование — пересмотр системы начисления заработной платы. Дело в том, что сейчас голливудские сценаристы получают около 4% дохода от продаж DVD с ток-шоу и фильмами, снятыми по их сценариям.

Теперь сценаристы требуют двукратного повышения авторских отчислений с продаж дисков. DVD не случайно оказались в центре конфликта. Благодаря их продажам киностудии возвращают себе практически половину затраченных на съемки средств.

Кроме того, сценаристы требуют платить им авторские отчисления в размере 2,5% и за трансляцию продукции через интернет — сейчас авторы сценариев за это денег не получают, хотя рынок интернет-трансляций сейчас находится на подъеме. По словам ведущего ток-шоу "Офис" Грэга Дэниэлса, в этом году в интернет-магазине iTunes было продано около 7 млн серий шоу. "Здесь зарыт целый мешок денег",— отмечает господин Дэниэлс.

Эксперты индустрии развлечений считают, что, если гильдии сценаристов удастся добиться повышения зарплаты, это станет настоящим прорывом. Последняя забастовка произошла в 1988 году — она длилась пять месяцев, в ходе которых теле- и киноиндустрия потеряла примерно $500 млн. Тогда камнем преткновения между сценаристами и продюсерами также стали носители визуальной информации — видеокассеты VHS, которые к тому времени получили массовое распространение. Больше всего досталось телевидению: съемки сериалов и ток-шоу были приостановлены. В результате телеаудитория в США уменьшилась на 9%, а большинство зрителей стали отдавать предпочтение кабельным тематическим каналам, которые транслировали спорт, старые фильмы и другие развлекательные передачи. В тот раз WGA удалось добиться подписания нового трудового контракта с AMPTP. У сценаристов появилась возможность самим выбирать систему выплаты причитающегося им вознаграждения. Либо они получают $4,4 тыс. за каждое часовое шоу, либо 1,2% дохода от всех продаж шоу за рубежом.

По данным американской исследовательской организации Milken Institute, если сейчас на разрешение конфликта потребуется столько же времени, как в 1988 году, то с учетом инфляции потери могут составить уже $10 млрд. Причем забастовка членов WGA может отразиться и на партнерах Голливуда. По словам Рона Уайна, директора компании Cinema Secrets, являющейся одним из поставщиков косметики и костюмов для развлекательной индустрии, забастовка 1988 года привела к тому, что компания потеряла 50% своих доходов. На этот раз потери могут составить 25-30%. Аналитики считают, что забастовка этого года только подтолкнет рекламодателей к инвестированию в другие сферы, а телезрители начнут еще активнее переключаться на альтернативные источники развлечений.

Сети для телезрителя

Сейчас главный вопрос заключается в том, сколько продлится забастовка. Время явно работает против продюсеров и владельцев студий. Причем пострадают не только киностудии и их партнеры, но и рекламодатели, а также крупнейшие вещательные корпорации. При этом эксперты отмечают, что выиграть от забастовки может стремительно набирающая обороты индустрия онлайн-видео. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) выпустило специальный отчет под названием "Забастовка сценаристов знаменует драматический период для развлекательной индустрии и вещательных корпораций". По мнению аналитика S&P Хизер Гудчайлд, многие рекламодатели вынуждены будут сократить количество рекламных роликов на телевидении и отказаться от заранее купленного времени. Еще до начала забастовки была заметна тенденция постепенного ухода рекламодателей с телевидения. В мае, когда стала известна программа передач нового сезона, рекламодатели потратили на видеоролики в прайм-тайм $8 млрд, тогда как два года назад аналогичная сумма составляла $9 млрд. По данным американской консалтинговой компании Internet Advertising Bureau и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в последние годы рекламодатели уделяют больше внимания рынку онлайн-рекламы.

В 2006 году инвестиции в американский рынок онлайн-рекламы достигли $16,9 млрд, а это на 35% выше, чем в 2005 году. Согласно прогнозам американской исследовательской компании eMarketer, в этом году в него будет вложено $20 млрд, а в 2008 году — $24 млрд. Причем в Европе наблюдается та же тенденция: в 2006 году в сектор онлайн-рекламы по всей Европе было инвестировано $10 млрд, что почти в два раза больше, чем в 2005 году. Великобритания оказалась лидером среди европейских стран. В ее рынок рекламодатели вложили 39% всех средств, или $4,5 млрд. Инвестиции же в телевизионную рекламу в этой стране упали на 4,7% и составили $8,1 млрд. По мнению наблюдателей, причиной более оживленного интереса к рекламе во всемирной паутине является то, что бизнес онлайн-видео использует более персонифицированную информацию о своих зрителях, что дает большую отдачу при размещении рекламы.

Сегодня большинство социальных сетей (например, Facebook) предоставляют рекламодателям подробную информацию о пользователях — возраст, интересы и многое другое. Это позволяет им разрабатывать и внедрять рекламу для более узких целевых аудиторий. "Забастовка может дать онлайн-миру возможность усилить позиции и доказать гильдии сценаристов свою ценность. У киностудий появятся новые конкуренты во всемирной сети, которые предложат сценаристам другие модели использования их труда",— отмечает Кеннет Хертц, юрист адвокатской конторы Goldrin, Hertz & Lichtenstein из Беверли-Хиллз.

В выигрыше может оказаться и индустрия кабельных телеканалов. Ведь в случае продолжительной забастовки застопорится трансляция новых сериалов и ток-шоу на телевидении, а телекомпании ежегодно тратят около $400 млн на разработку проектов в надежде, что большинство из них будут успешно реализованы. В некоторых случаях только пилотные серии обходятся вещательным корпорациям в $7 млн. Многие телеканалы предусмотрительно заготовили сценарии на несколько месяцев вперед. При длительной забастовке повторы станут неизбежностью, а это приведет к тому, что все больше зрителей начнут переходить на просмотр кабельных тематических каналов. Тем более что сегодня 84,8% американцев имеют кабельное телевидение. Спасением для обычных телеканалов могут стать новые форматы передач, как это было в конце 1980-х годов. Тогда эфирное время федеральных американских каналов заполнялось новым видом программ — информационно-аналитическими выпусками и реалити-шоу. Телевидение сделало ставки именно на реалити-шоу, которые должны были в будущем защитить вещательные корпорации от забастовок.

Переезд как лучший способ решения проблемы

Впрочем, некоторые эксперты говорят, что есть еще один, довольно радикальный способ решения проблем американской индустрии развлечений. Речь идет о переезде голливудских студий за пределы США, где съемки фильмов, сериалов и ток-шоу будут обходиться намного дешевле.

Ежегодно Голливуд производит около 500 фильмов. На съемки, рекламу и распространение одного из них продюсеры тратят более $60 млн, и только один из десяти становится популярным. "Звездные войны" и "Гарри Поттер" вообще обошлись продюсерам в $100 млн каждый. Теперь, чтобы избежать больших неоправданных затрат, многие американские фильмы и телепередачи снимаются в соседней Канаде, прозванной Северным Голливудом. Ведь там заработная плата в среднем на 20% ниже, чем в США, а правительство предоставляет продюсерам большие налоговые льготы. Например, американская киностудия, снимающая в Торонто, платит налоги на 30% меньше, чем любая другая компания, работающая в Канаде. По словам продюсеров, в Торонто вполне можно снимать Нью-Йорк, в окрестностях Калгари — центральную часть Соединенных Штатов, а Ванкувера — Западное побережье США. Просто нужно немного изменить сценарии, подогнав их под суровую канадскую погоду.

За десять лет Голливуд снял приблизительно 1500 фильмов и телевизионных программ в Канаде. Киноиндустрия Ванкувера является третьей по величине в Северной Америке после Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. А по количеству производимых телепрограмм — второй в мире после Лос-Анджелеса.

Впрочем, у теории переезда есть и противники. По мнению главного экономиста Milken Institute Кевина Клоудена следует понимать, что Голливуд имеет дело не с простой забастовкой, а с забастовкой англоговорящих сценаристов: "Это значит, что продюсеры останутся без сценариев, где бы они ни были. Те продюсеры, которые могли переехать куда-либо, уже переехали, но многие снова возвращаются в Голливуд из-за продолжающегося обесценивания доллара".



Сайт управляется системой uCoz