7 декабря презентация фильма Александра Шапиро "Спиноза"

О достоинствах картин Александра Шапиро можно спорить, но в одном ему не откажешь: из украинских режиссеров он едва ли не единственный, кто снимает с нездешней регулярностью. Мы поговорили о том, куда пропал его фильм "Бес порно" и о новом проекте "Спиноза".

Александр Шапиро: (указывая на диктофон корреспондента "24") У меня такой же диктофон. Я хожу, срисовываю разные диалоги. Прячу его в карман и с кем-то общаюсь.



"24": Здорово. У меня есть знакомый, который хотел быть сценаристом. Так он подрабатывал на телефонной станции. Подслушивал чужие разговоры, вставлял их в свои сценарии. Правда, у него все равно ничего не получилось. Но, тем не менее, тренинг отличный. Я одно время вел себя похожим образом.

Что случилось с вашим фильмом "Бес порно"? Съемки давно закончились, были известия о том, что вы озвучиваете картину. Что произошло?

Я уже и забыл об этом проекте. И собираюсь 7 декабря представить новый. Я смонтировал ленту, которая называется "Спиноза". Это документально-публицистический фильм, который состоит из трех серий. А "Бес порно" в руках продюсеров. Что они собираются с ним делать, мне, честно говоря, не очень интересно.

Продюсеры — это российская компания "Первое кинопартнерство", верно?

Да. Это они сделали "Эйфорию" и что-то еще делают сейчас. У нас были определенные договоренности, которые относились к тому, кто что делает. Вот есть режиссер и соавтор сценария — Шапиро. И есть люди, которые вовремя отстегивают лавэ. В какой-то момент мы расщелкались по взаимным обязательствам.

Это правда, что вы сделали несколько версий монтажа "Бес порно"?

Было пять версий. Первый вариант был фантастически емким. Я, не постеснявшись, включил туда все, что хотел и мог. Потом мы сократили фильм до 103 минут. В основном меняли некоторые эпизоды местами; убирались сочные мелочи к моему мягкому неудовольствию. Но в целом картина даже без них получилась достаточно хороша. Я спокойно отношусь в последнее время к таким вещам. Это было вполне законное требование продюсеров. Если бы я платил деньги, я бы тоже три шкуры сдирал с людей, не постеснявшись.

Прежде чем поговорить о "Спинозе", позвольте личный вопрос. Это правда, что вы в молодости учились в Ленинградской ешиве?

У меня есть такое совершенно непретенциозное, непозерское отношение к своему прошлому — я никогда ничего о нем не рассказываю. Это не табу. Мне просто в силу каких-то внутренних и одному мне ведомых терапевтических процедур крайне сложно соотноситься с тем, что было.

Почему вы выбрали именно Спинозу?

По ряду причин. Он, во-первых, идеально соответствует моим запросам. А, во-вторых, действительно может быть полезен, так как он занимался практической философией. Реальной философией, которая может помочь человеку стать счастливым.

Вы, как и Спиноза, верите в предопределение?

Понятно, что все предопределено. Это понятно настолько, с такой самоочевидностью, — особенно после того как ты прочел изящнейшую, отточенную аргументацию "Этики" Спинозы, — что у тебя не то что вопросов не возникает по этому поводу, но даже и не хочется вступать в полемику.

Что это будет за фильм чисто сюжетно, по форме?

Это будет документальная картина. В ней пять частей, как в книге "Этика". Мы выехали в Голландию в конце февраля и пробыли там чуть больше двух недель. Жили в Нордвике, чтобы было удобно добираться во все нужные нам места. Объехали Амстердам, где он родился, были в Форбурге, Гааге, Утрехте. Пообщались с каким-то неимоверным количеством людей — начиная от растаманов, которые рассказывали что-то о Спинозе, заканчивая профессорами, которые подвизаются на этой теме уже 30 лет. Мы посетили конференции, забрались в архивы, отсняли все, что только можно было отснять. Вставали в шесть утра, ложились ночью и так каждый день в течение двух недель.

Кто финансировал фильм?

Я сам. Я заработал деньги на кино о своем любимце. С учетом того, что все время помогали друзья, мне пришлось потратить 25 тыс. долларов. А так вполне реально потратить 50-60 тыс. и получить фильм отличного качества. Это ведь только первая лента большой серии — я сделал набросок из 12 проектов и хочу сложить географический пазл. От Голландии я беру Спинозу. В Англию отправляюсь за Юмом, во Францию — за Бергсоном, в Германию — за Марксом. И вот так я хочу сложить европейскую интеллектуальную картинку, показать, как появился этот интеллектуальный тонус, на который мы не обращаем внимания. На Украине, где царит полная безыдейность, это может быть озвучено по-хорошему странно, по-хорошему неакадемично, по-хорошему пристрастно.

Значит Бергсон, Спиноза, Юм, Маркс, — а кто еще? Будет ли кто-нибудь от России?

Будет масса других интересных людей, Беркли, например. Насчет России ты не первый меня спрашиваешь. Русские парни тоже задавали мне этот вопрос. Я о Шестове хочу снять кино. У меня даже есть написанный двенадцать лет назад сценарий, называется "Соль". Лев Шестов — он ведь киевлянин и даже более интересен, чем Сковорода.

Справка "24"

Александр Шапиро подробности своей биографии не комментирует. В 2002-м он прославился в узких кругах черно-белой картиной "Цикута", где один из главных героев приходил в синагогу за убер-наркотиком, — ленте дали запретительный рейтинг. Две следующие его работы, "Путеводитель" (2004) и "Хэппи пипл" (2005), попали в побочные программы Берлинале. Презентация фильма "Спиноза" назначена на 7 декабря.



Сайт управляется системой uCoz