Завершился кинофестиваль "Завтра"

Гран-при достался фильму "Однажды" /Once/, Ирландия, 2007) режиссера Джона Карни. Победитель получил вдобавок денежный приз — 100 тысяч долларов. Глава жюри Йос Стеллинг предупредил, что деньги режиссеру дают с тем условием, чтобы он их вложил в будущий фильм, а бюджет этой картины — небольшой, $160 000.

"Однажды" — это такой длинный-длинный клип, где рыжий ирландский парень с добрыми печальными глазами (Glen Hansard из ансамбля The Frames) все время повторяет одну-две песни и понимает к концу фильма, что с девушкой из Чехии (Marketa Irglova) не выйдет у них никакой черемухи по объективным, само собой, причинам.

Видимо, режиссеру самому было неловко за то, что он сделал, и он попытался как-то оправдываться: "Я собирался сделать не обычный фильм, что-то вроде сборника видеоклипов, — пишет Джон Карни, — в основе которого, однако, лежала бы реалистическая, современная история любви. Мы находимся в мире, где трехминутная песня стоит больше, чем десятистраничный диалог; где герои охотнее общаются посредством искусства песни, чем посредством разговоров или оказываясь внутри каких-то драматических ситуаций. Конечно, нельзя сказать, что здесь вообще нет ничего от традиционной трехактной структуры, однако она здесь чуть менее прямолинейная, чем обычно бывает в фильмах — а, кроме того, песни, сами по себе, служат ключом к пониманию этой истории".

Пока я перепечатывал эту цитату, я покраснел. Представляю, как стыдно было режиссеру так оправдываться! Стоит сразу заметить, что, однако, про трехактную структуру он выразился — в самую точку! Почти все фильмы, которые удалось посмотреть, обходились с этой трехактной структурой как с наследием ненавистного старого режима, отчего в фильмах часто терялись ритм и динамика.

Есть еще иного рода свойство, общее для этих фильмов— невозможность любви по объективным причинам. "Он" есть, "она" есть, оба не против, но оба "заранее" понимают, что их любовь будет мимо кассы, поэтому они даже и не начинают.

И вот, что мы имеем — длинный клип без любви получил не только гран-при, но и приз в номинации "История". Однако, может быть, мы чего-то не понимаем? Вроде Спилберг как-то об этом фильме любовно отозвался, и даже кассой картина может похвастаться — $10,5 млн по миру, из них $9,2 в США.

Эта вполне добросовестная "картина выходного дня" (не втыкает, конечно, но и не грузит — телевизионная по духу) получила почему-то приз кинофестиваля артхаусного кино. Жюри видней, кому давать призы, а кому не давать, но за кино, как говорится, обидно.

Специальный приз жюри блоггеров достался венгерской картине "Млечный путь" (/Milky way/Tejut/, Венгрия, 2007) режиссера Бенедека Флигофа. И что же это за фильм? Конечно, это тоже клип! В печатном анонсе так и говорится: "Целью режиссера было снять психоделический фильм в духе музыки в стиле ambient". Как заявили сами блоггеры со сцены — они долго не могли договориться (оказалось, что они очень по-разному относятся к кино) и сошлись на том, чтобы отметить именно этот фильм, потому что, знаете ли, блоггеры держат нос по ветру. Флигоф за это их даже похвалил, сказал: "блоггеры пишут будущее". Тут интересный замес из области политеса. Нам нравятся разные фильмы, но чтобы не выглядеть профанами, удобней всего отметить клип, потому что клипы объективно оценить невозможно. А вот как режиссер высказался о своей картине: "Полагаю, этот фильм успокаивает сознание". Какая-то это заразная болезнь — оценивать кино не по номинации "кино", а по номинации "успокоительное средство", и всяческое "не только кино, а еще и...".

Мудрено я бы сказал так: несмотря демонстративное противостояние мейнстриму (позиция кинофестиваля "Завтра") — поощрение клипов (действия жюри) — это уступка консьюмеризму, который еще называется "медиа-искусством", а также другими квазиумными и квазисовременными противными словами.

В номинации "Изображение" победителем стал фильм "Фунуке" /Funuke show some love, you losers!/ Funukedomo, kanashimi no ai wo misero/ (Япония, 2007) режиссера Дайхати Ёсида /Daihachi Yoshida/.

В номинации "Звук" приз достался эстонской картине "Магнус" /Magnus/ (Эстония- Англия, 2007) режиссере Кадри Кыусаар. Про звук я понимаю мало. Фильм основан на настоящей истории: один юноша сознательно решил покончить с собой, потому что жить ему было неинтересно. Отец его пытался отговорить, показать, что в жизни есть много приятного, угощал наркотиками, водил в публичный дом. Но юношу это не задержало. Отец этого юноши рассказал об этом автору фильма, она сняла по мотивам художественный фильм. Отец играет сам себя. В конце фильма он говорит мораль (Кадри Кыусаар призналась, что любит басни Крылова): в "цивилизованных" странах люди потеряли "своих богов", осталось одно общество потребления, если человек не находит удовольствия в потреблении, то не видит смысла зачем ему утруждаться жить. С моралью не поспоришь и история, которая в основе, конечно, пронзительная. А художественный фильм, по-моему, плохой. Хотя это не противоречит призу за "звук".

В номинации "Актеры" приз получили Сиенна Миллер и Стив Бушеми, сыгравшие в фильме "Интервью" /Interview/ (США, 2007) того же Бушеми. Мне кажется, что характерный актер Стив Бушеми гораздо лучше, чем режиссер Стив Бушеми. Это я не для того, чтобы позанудствовать: просто характерный актер Бушеми — это хайкласс, премьер-лига, а режиссер и драматический актер Бушеми — это не хуже, чем у людей. "Интервью" -римейк фильма покойного Тео Ван Гога. Политическому журналисту дают задание взять интервью у молодой популярной актрисы из телесериалов. Сразу драматический конфликт — он с ней разговаривает сквозь зубы, она не понимает, чего ради теряет время на желчного субъекта. В целом, вполне себе ситуация "Женя Лукашин на квартире у Нади" и даже свой Ипполит есть, который стучится в неподходящий момент. Но эта ситуация не выворачивается в противоположную (хотя должна!). Они не стали любовниками и не полюбили друг друга, потому что они не Женя и Надя, а больные сукины дети цивилизации. И даже признаются в этом друг другу, перед тем как расстаться навсегда. "У нас" — говорят они — "есть кое-что общее. Мы понимаем, что никакого равенства в отношениях быть не может. Либо ты победил, либо тебя победили". И, кажется — ну хоть в этом объяснении они искренни! Я не знаю, что другие понимают под словом "искренни", но для меня это значит — что в этот момент у них нет намерения облапошить друг друга. Но нет! — оказывается у них было это намерение и они тут же его воплощают. Актриса побеждает, потому что её навыки в этом противостоянии более совершенны, да и актерская школа в Америке сильнее, чем школа политической журналистики.

Церемония завершилась премьерным показом фильма Йоса Стеллинга /Jos Stelling/ "Душка" /Duska/ (Нидерлады- Россия-Украина, 2007) с Сергеем Маковецким и Женом Бервуцем /Gune Bervoets/ в главных ролях. Стеллинг, это, конечно, Стеллинг. Поэтому и кино выгодно отличается от многих конкурсных картин. Но, поскольку, я все обругал, то и про эту "Душку" скажу, что были у Стеллинга фильмы и получше! Шаблоны арт-хауса все же, ничем не лучше шаблонов мейнстрима.

Напоследок, про хорошее и очень хорошее. Посмотрел фильм "Мать" Костомарова и Каттина, который давно хотел посмотреть. Я посмотрел и другим советую.

Посмотрел фильм "12:08 к востоку от Бухареста" /12:08 east of Bucharest/ А fost sau n-a fost/ (Румыния, 2006) режиссера Корнелиу Порумбойю. Это такое потрясающее кино, что я его никогда не забуду и уже несколько дней его вспоминаю и целиком и по эпизодам в лицах! Таких картин нигде у нас, кроме как на таком фестивале и не посмотришь, поэтому очень хорошо, что такой фестиваль у нас завелся и хорошо бы, чтобы он продержался подольше. Атмосфера на нем хорошая, мимо понтов и других неприятных сопутствующих вещей. Люди на нем стараются за совесть. Ну и что, что жюри дали в этом году призы не тем, кому надо? Да в следующем дадут, кому следует!



Сайт управляется системой uCoz