Ретроспектива Сокурова на "Молодоiсти"

В киевском кинотеатре "Мультиплекс" проходит ретроспектива фильмов Александра Сокурова. Зал, где показывают его картины, так и называется: "Сокуров". Здесь в рамках кинофестиваля "Молодiсть" режиссер представил свой новый фильм "Александра", а в перерывах между показами и общением со зрителями ответил на вопросы "24".

"24": Александр Николаевич, вас часто называют учеником Тарковского. Насколько это соответствует действительности?

Александр Сокуров: Мне и Андрей Арсеньевич говорил, что никакой я ему не ученик. Мы с ним были очень близкими друзьями, но я никогда у него не учился. Многое, что делал Тарковский, мне не интересно, а он бы никогда не стал заниматься документальным кино, которым занимаюсь я. Скорее, Тарковский был ближе к Довженко. У него он много чего взял.

Он сам это утверждал?

Не хочу об этом говорить. Он как раз отрицал. Но я уверен, что многое у Тарковского от Довженко, потому что более фундаментального кинематографиста, чем Довженко, на территории Советского Союза не было.

В преамбуле к картине "Александра" вы пишете о том, что "неудачи России во всех областях общественной жизни связаны с крахом мужского характера". Наверное, не случайно у главной героини вашего нового фильма характер намного сильнее, чем у прочих персонажей — военных?

Сила всегда ассоциируется с мужским началом. Душевная сила, которой у Александры больше, не имеет полового признака. Как измерить то, что выпадает на судьбу сельской женщины или матери? Роды — ни с чем не сравнимое колоссальное испытание. Поэтому говорить о том, что мужество или сила является мужским признаком, неверно. Сила — это и есть жизнь, ее утверждение, победа над смертью хоть на каком-то из этапов существования.

Во всех ваших семейных картинах встречаются очень интимные эпизоды — когда внук заплетает бабушке косу или отец так пристально всматривается в лицо сына, что, кажется, вот-вот его поцелует. Вы это делаете намеренно?

Конечно. Я не боюсь проявлений тепла по отношению к людям, которых люблю. Для меня не важен пол. Если я люблю отца, то могу его обнять, поцеловать, могу сидеть с ним, положив голову на плечо. На каком основании я должен отказывать в тепле человеку, который произвел меня на этот свет? Почему из-за условностей мы должны пресекать передачу того главного, что в нас есть — человеческого тепла? Сейчас, когда моего отца уже нет в живых, я понимаю, как много именно такого, тактильного, я ему недодал, как он нуждался в этом. Такие моменты слабости — главные события в жизни человека. Что нужно матери от дочери или от сына? Душевное тепло. Больше ничего мы друг другу не можем дать. Конечно, когда я приезжаю к маме, обязательно привожу деньги, она не в состоянии жить на пенсию. Сестре помогаю. Но это долг: как мужчина я обязан их содержать. Кроме обязанностей есть вещи, которые я должен по душе своей делать — быть теплым и сердечным человеком.

Съемки "Александры" проходили в Грозном. Для чего вам понадобилось заезжать в Беслан?

Во-первых, путь просто пролегал через Беслан. Во-вторых, заехать очень хотел Андрей Сигле, композитор и продюсер. Мне же было невыносимо тяжело: когда мы зашли в школу, в которой произошла трагедия, я понял, что не могу ни секунды там находиться. Сразу вышел. Внутри все болело.

Вы как-то сказали, что современный вектор развития политики деструктивен.

Да, политика и экономика с каждым годом становятся все более дегуманизированной сферой. К власти в разных странах, несмотря на демократические процедуры, приходят люди, лишенные всякого внутреннего гуманитарного смысла.

В цикле о власти ("Молох", "Телец", "Солнце") вы исследуете природу человека, облеченного властью. Что, по-вашему, могущество государственного масштаба делает с человеком?

Решительно меняет его. Когда человек получает большую власть, рождается что-то совершенно иное.

Что-то значительное?

Человек, осуществляющий политическую функцию, по определению не может быть значительным или великим. Значительным и великим может быть врач, композитор, историк, художник, писатель. Политика и выдающиеся качества — несовместимые вещи, потому что политика слишком лицемерна. Человек, существующий во власти, постоянно вынужден лавировать и совершать безнравственные поступки.

Император Японии Хирохито, изображенный в "Солнце", в отличие от Ленина и Гитлера в "Тельце" и "Молохе", получился одним из самых человечных и напоминает персонажа Чарли Чаплина. Это сходство случайно?

Это был знак времени. Чаплин — гений, который услышал время. Жизнь начала ХХ века была настолько радикально тяжелой, что огромные человеки становились маленькими, согбенными людьми под давлением внешних обстоятельств. Хирохито — маленький человек еще и потому, что это проекция времени на судьбу японцев, которые в ХIХ веке от средневекового уровня развития смогли выбиться в нацию, заявившую о всемирных амбициях. Еще в 10-20-е годы позапрошлого века Япония ничего собой не представляла, в 1860-е годы только началась эпоха "лейджи" — возрождения, а уже в 1905 году эта страна разбила флот Российской Империи, у которой был огромный военный и экономический опыт. Представляете, какими темпами развивалось тогда это государство? Поэтому малость, сокровенность и скрытость характера выражена в Хирохито через эту, условно говоря, похожесть на Чаплина. А в действительности, не на Чаплина, а на маленького незаметного человека начала прошлого века.

Вы когда-то сказали, что у вас нет возможности снимать высокобюджетные фильмы, потому что вы не желаете кому бы то ни было подчиняться. Смокинг даже в Канне не надеваете тоже из этих соображений?

Я говорил, что не работаю по заказу — надо точно цитировать. Но подчиняться разумным приказам я умею, все-таки мой отец военный. Смокинг не ношу, потому что считаю себя свободным человеком. Я и при большевиках поступал так, как считал нужным. Все же я режиссер и имею какое-то представление об органике. Смокинг не органичен для моей славянской конституции: у меня слишком широкие плечи. Я и галстук никогда не надевал. В костюме, который сейчас на мне, все фестивали и проходил. Пусть меня принимают таким, каков я есть.

Александр Сокуров родился в 1951 г. в с. Подорвиха в семье военного. Закончил ВГИК (мастерская кинодокументалистики Александра Згуриди). Снял картины "Скорбное бесчувствие", "Дни затмения", "Русский ковчег", "Молох", "Телец", "Солнце", "Александра" и др. Был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на "Ленфильме" создана студия "Берег", которая является предприятием некоммерческого кино как документального, так и игрового. В 1995 г. по решению Европейской Киноакадемии имя Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.



Сайт управляется системой uCoz