Итоги кинофестиваля в Риме

Большим музыкальным концертом и раздачей призов завершился II Международный кинофестиваль в Риме. Главный приз "Марк Аврелий" в сопровождении €250 тыс. присужден американскому фильму "Джуно" режиссера Джейсона Рейтмана.

Фильм-победитель назван именем девочки-тинейджера из Миннесоты, которая от скуки переспала с ровесником и, естественно, забеременела. Не желая отказываться от ребенка, но понимая, что не сможет его воспитывать, героиня с неподростковой рассудительностью ищет бездетную взрослую пару, готовую взять на себя роль родителей.

Специальный приз жюри достался иранской картине "Хафиз" известного режиссера Аболфазла Джалили, уже имевшего конфликты с фундаменталистской цензурой и вновь сделавшего кино на острую тему. И этот фильм назван по имени героя, точнее, по его почетному прозвищу: 17-летнего парня уравняли с великим персидским поэтом за уникальную память и способности в освоении Корана. Успехи юноши так велики, что религиозный старшина города поручает ему позаниматься на дому со своей дочкой. Им запрещено видеть друг друга, и они влюбляются по звуку голоса в процессе дискуссий на темы поэзии, философии и религии. Запретная любовь приводит главного героя на край гибели, а все окружающие, разумеется, встают на сторону разгневанного отца девочки.

Награды по основному конкурсу присуждало жюри в составе 50 киноманов, преимущественно молодых, что, вероятно, и определило выбор фильмов-победителей: все они рассказывают о совсем юных, хотя и не всегда прекрасных, созданиях. Возглавил судейскую коллегию единственный профессионал — режиссер из Боснии Данис Танович, обладатель "Оскара" за фильм "Ничья земля". И в прошлом году на самом первом фестивале, состоявшемся в Риме, работала подобная схема присуждения призов, причем главный из них тоже достался картине с молодым героем в центре событий — "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова.

Россию в этом году в конкурсе Рима представлял "Монгол" Сергея Бодрова, и хотя Чингисхан в этом фильме тоже достаточно молод, историческая дистанция сыграла свою роль: жюри предпочло более актуальные картины о современных героях и проблемах. Фильмы о людях среднего и старшего возраста, даже очень качественные, остались ненагражденными, в их числе и испанская "Барселона, карта" (см. Ъ от 26 октября), и бельгийско-итальянская "Скрытая любовь", где Изабель Юппер во всеоружии опыта и мастерства играет свихнувшуюся мать взрослой дочери. Премия за лучшую женскую роль досталась не ей, а китаянке Чжиан Венли, которая сыграла провинциальную девушку, мечтающую стать примой Пекинской оперы, в фильме "И приходит весна".

Акцент на молодость и актуальность был еще более заметен во второй конкурсной программе. Она называлась "Алиса в городе" и была уже концептуально посвящена современной молодежи (включая детей и подростков) в ее отношениях с миром. Хотя в этом конкурсе участвовала такая сильная работа, как "Будда рухнул от стыда" иранки Ханы Махмалбаф, призы достались не ей, а другим лентам. Главная награда в сопровождении €90 тыс.за лучший фильм присуждена "Холстам" режиссера Джозефа Доминика Греко. В центре фильма — переживания десятилетнего мальчика, чья мать психически больна и пишет странные фантастические картины. А специальный приз, присужденный молодыми зрителями по программе "Алиса в городе", достался корейской ленте "Привет, мистер Папа" режиссера Парк Кван Су о мошеннике и проходимце, которому придает наконец человеческий облик только появление в его жизни семилетней больной дочки. Таким образом, даже если сюжеты кочуют из фильма в фильм, наибольший успех имели те из них, где акцент перемещен с родителей на детей. Чем копаться в старческих грехах, страхах и комплексах, кинематограф в Риме предпочитает идти в ногу с generation next.



Сайт управляется системой uCoz