"Кино Германии за железным занавесом"

"Кино Германии за железным занавесом" — такой подзаголовок сопровождает ретроспективу фильмов, снятых кинематографистами Восточной Германии в 1946-1990 годов, которая пройдет в ноябре в израильских Синематеках. В рамках показа будут продемострированы киноленты из коллекции фонда DEFA, отобранные куратором Ральфом Дитрихом.

Знакомство израильской публики с кинематографом Восточной Германии состоялось сравнительно недавно. А точнее, со времени выхода на экраны в 2003 году незабвенного фильма "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера (в котором любящий сын, заботясь о больной матери-коммунистке, старательно делает вид, что дело Ленина по-прежнему живет и побеждает). Именно тогда израильтяне осознали, что означает аббревиатура ГДР, или, если угодно, DDR. И именно этот фильм, снятый уже после падения Берлинской стены, лучше всего отражает суть прошлого почившей в бозе Германской Демократической Республики. Страны, которая за сорок лет существования создала внушительный список кинематографических шедевров.

Сегодня старый добрый германский кинематограф вновь оказался в центре внимания. В 2005 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMa) состоялась грандиозная ретроспектива фильмов восточногерманского производства Rebels With A Cause, вызвавшая бурю эмоций в прессе. Да и немецкие подростки активно посещают киносеансы, где демонстрируются фильмы производства ГДР — а значит, прошлое страны, равно как и прошлое предков, явно не оставляет их равнодушными.

Все фильмы упомянутого периода (1946-1990 гг.) снимались на государственной киностудии DEFA — родине культовых кинолент про жизнь индейцев с арийскими лицами. Хотя вообще-то история DEFA, некогда самой крупной студии в Европе, берет начало с 1912 года, когда кинопроизводство только зарождалось. Первым фильмом, снятым здесь, стала немая кинолента "Танец мертвых" с Астой Нильсон в главной роли. В 1917 году студия оказалась на грани банкротства, в связи с чем на ее основе было создано акционерное общество UFA — "Универсал Фильм Акциенгезельшафт". Одним из его учредителей и спонсоров выступил рейхсвер — командование немецкой армией. Не удивительно, в его планах был выпуск пропагандистских фильмов и роликов, посвященных героям "фатерлянда". Однако после капитуляции Германии в Первой мировой войне и отречении кайзера UFA оказалась не у дел.

И тем не менее, несколько лет спустя после окончания войны кинематограф Германии вновь стал набирать обороты. В 1926 году в Бабельсберге — киногороде близ Потсдама — был построен великолепно оборудованный павильон, первым владельцем которого стал именитый режиссер Фриц Ланг, автор нашумевших картин "Метрополис" и "Нибелунги". А четыре года спустя в Бабельсберге был снят первый звуковой фильм — легендарный "Голубой ангел" Йозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих.

Увы, вскоре студия оказалась под государственным контролем, а именно под крылышком министра пропаганды Йозефа Геббельса. В течение десяти лет здесь снимались только музыкальные комедии с Марикой Рекк и многочисленные патриотические фильмы о "великой Германии", навсегда осевшие в архивах после Второй мировой войны.

В 1946 году начинается возрождение студии, попавшей в советскую зону оккупации. Она получила название DEFA (Deutsche Film AG) и, несмотря на царившую послевоенную разруху, первые правительственные заказы — и в итоге стала одним из главных кинопроизводителей социалистического лагеря. Здесь было снято белее 700 художественных и тысячи документальных фильмов, множество мультфильмов и короткометражек.

После падения Берлинской стены киностудия была приватизирована французским концерном Vivendi Universal. Эта компания инвестировала в студию и медиа-сити около 500 миллионов евро, что позволило создать инфраструктуру, лидирующую на современном медиа-рынке. В 2001 году здесь был снят самый дорогой европейский фильм всех времен — "Враг у ворот" Жан-Жака Арно, а в 2002 году Роман Поланский снял на бывшей DEFA "Пианистa".

В нынешнем году киногород Бабельсберг, "колыбель европейского кинематографа", празднует свое 95-летие. Сегодня это название — символ экспериментов эпохи немого кино и первых звуковых фильмов, пропагандистских лент Третьего рейха, а также центра кинематографии ГДР.

В рамках ретроспективы восточногерманского кино в Израиле, получившей интригующее название " Черное + белое ≠ серое", будут показаны десять игровых и шесть документальных фильмов. В том числе "Соло Санни" (1980) Конрада Вольфа и Вольфганга Кольхазе, "Звезды" (1959) Конрада Вольфа, "Убийцы среди нас" (1946) Вольфганга Штаудте, "Берлин, угол Шёнхаузераллее..." (1957) Герхарда Кляйна, "След камней" (1966) Франка Байера, "Карла" (1966/1990) Германа Цшохе, "Архитекторы" (1990) Петера Кахане и "Русские идут" (1968/1987) Хайнера Каро.

В тандеме с Вольфгангом Кольхазе, а также в одиночестве немецкий режиссер еврейского происхождения Конрад Вольф исследовал антифашистскую борьбу во время Второй мировой войны ("Мама, я жив", 1977), проблему антисемитизма ("Звезды", 1959 и "Профессор Мамлок", 1961) и самые различные современные темы — в ленте "Голый на стадионе" (1974) и других киноработах. Совместная картина Вольфа-Кольхазе "Соло Санни" — культовая комедия о молодой певице, ищущей свой собственный стиль. На Международном кинофестивале в Берлине картина получила премии ФИПРЕССИ и "Берлинер Моргенпост".

Фильм "Убийцы среди нас" Вольфганга Штаудте — типичный Trümmerfilme, "фильм руин" — стал первой национальной картиной послевоенной Германии (кстати, этот фильм является также и первой работой, выпущенной национальной киностудией DEFA). Картина повествует о том, как после окончания войны из концлагеря в Берлин возвращается молодая немка — и обнаруживает, что её квартира занята странным мужчиной, который наотрез отказывается выезжать. Проникнувшись сочувствием к контуженному ветерану, она отводит ему угол и пытается помочь избавиться от кошмаров войны. Кстати, этот самый мужчина, военврач, подвержен тяжелым наваждениям, для визуализации которых авторы задействуют приемы легендарного довоенного экспрессионизма.

"Берлин, угол Шёнхаузераллее..." Герхарда Кляйна — одна из частей трилогии режиссера "Берлинский романс". Короткие экскурсии берлинской молодежи из одного сектора в другой, моральная и политическая тяжесть решения перейти-таки на Запад — таков драматический стержень этой трилогии, которую отличает к тому же типично берлинский юмор. "Он умел увидеть красоту в безобразии Берлина, который вдобавок был изуродован войной", — так отзывается о Кляйне его сценарист Вольфганг Кольхазе.

Среди гостей фестиваля — актриса Юта Хофман, сценарист Вольфганг Кольхазе и режиссер Петер Кахане (тот самый, что снял "Любовь в Кенигсберге" с Чулпан Хаматовой), которые почтят присутствием демонстрации картин, созданных при их непосредственном участии. В рамках ретроспективы состоятся также лекции и семинары, посвященные истории Восточной Германии, с участием израильских, немецких и американских искусствоведов.

А теперь — о загадочном названии фестиваля-ретроспективы, гласящем, что сочетание черного и белого не есть серое. Дело в том, что в Бабельсберге до самых последних дней существовала традиция черно-белой съемки. Не удивительно, что куратор Ральф Дитрих выбрал для грядущего показа преимущественно черно-белые фильмы. Этакое "кино во фраке".

"Те, кто забыл, сколько цветов спектра скрывается за черным и белым, сколько нюансов таит в себе это сочетание, смогут заново открыть для себя это чудо, посмотрев наши фильмы, — поясняет герр Дитрих. — И еще: существует стереотип, что, дескать, в Восточной Германии все было серым — даже воздух. С помощью нашего кинематографа мы намерены доказать, что серость царствовала в нашей жизни далеко не всегда".

Ретроспектива германского кино пройдет в Синематеках Тель-Авива, Иерусалима и Хайфы с 11 по 26 ноября.



Сайт управляется системой uCoz