Центрифуга из "Космической Одиссеи"

С 20 января по 11 апреля 2005 года Немецкий музей кино Франкфурта-на-Майне представляет в Мартин-Гропиус-Бау большую выставку, посвященную творчеству всемирно известного американского кинорежиссера Стэнли Кубрика /Stanley Kubrick/ (1928-1999).

Мало кто из режиссеров умел подобно Кубрику одновременно завораживать и выводить из равновесия зрителей. Его фильмы принадлежат к числу самых влиятельных явлений истории кино недавнего времени. Созданные им визуальные миры — например, в фильме "Космическая одиссея 2001" /2001: A Space Odyssey/ (Великобритания-США, 1965-1968) — фундаментально расширили диапазон выразительных средств кино и установили новые стандарты.

При содействии вдовы Кубрика Кристиан и его ближайшего помощника на протяжении многих лет Яна Харлана сотрудник Немецкого музея кино во Франкфурте-на-Майне в течение восьми месяцев тщательно исследовал личный архив Кубрика. Составить представление об этой коллекции, включающей фотографии и письма, подлинный реквизит и костюмы, сценарии и материалы, связанные со съемками фильмов, широкая публика сможет благодаря большой выставке.

В ее экспозиции представлены иконографические материалы — такие как Звездное Дитя из фильма "Космическая одиссея 2001", маленькие платья сестер из "Сияние" /Shining, The/ (1980), шлем с надписью "рожденный убивать", который носит рядовой Джокер в "Цельнометаллическом жилете /Full Metal Jacket/ (1987). Кроме того, здесь объясняются технические процессы, связанные с операторской работой, — такие как "steady cam" или фронтальная проекция — и демонстрируется кинотехника, в том числе камера "Eyemo", которой Кубрик снимал "Поцелуй убийцы" /Killer's Kiss/ (1955). Для выставки был создан ряд точных моделей: комната совещаний из "Доктора Стрейнджлава" /Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb/ (1964), лабиринт из "Сияния" и центрифуга из фильма "Космическая одиссея 2001".

Уделено внимание и незавершенным проектам Кубрика "Наполеон" и "Документы Эриана": обширная документация по сбору материала, фотографии и планы съемок демонстрируют, насколько далеко зашла реализация этих проектов.

Особо выделены в экспозиции фильмы, пользовавшиеся наиболее длительным успехом: "Космическая одиссея 2001" и "Заводной апельсин" /Clockwork Orange, A/ (1971). Кураторы спроектировали "не имеющее измерений" пространство, куда могут войти зрители, — его моделью послужило внутреннее пространство компьютера "ХАЛ-9000" из фильма "Космическая одиссея 2001". Основой дизайна зоны, посвященной "Заводному апельсину", послужили декорации молочного бара "Корова".

Аудиовизуальная лекция в "черном ящике" разъясняет, как использовалась музыка в фильмах Кубрика. Компьютерная фотоэкспозиция прослеживает этапы биографии Стэнли Кубрика на материале ранее не опубликованных фотографий.

Более подробная информация о Стэнли Кубрике и отдельных экспонатах содержится в аудиогиде, который проводит зрителя по всей экспозиции. Английский текст начитал Малкольм МакДауэлл — исполнитель главной роли в "Заводном апельсине", немецкий текст читает Йорг Плева, дублировавший главных героев в ряде фильмов Кубрика.

* * *

Творчество Стэнли Кубрика (1928-1999) оказало влияние на кино как форму художественного выражения ХХ века. Его карьера началась в Нью-Йорке в 1940-х годах. Его главными интересами были джаз, шахматы и фотография. В 17 лет Кубрик стал штатным фотографом журнала "Look". Искусству снимать фильмы он научил себя сам.

Позднее Кубрик отрекся от своего первого фильма "Страх и желание" /Fear and Desire/ (1953) и изъял его из проката. Картинами "Поцелуй убийцы" и "Убийство" /Killing, The/ (1956) он преобразовал жанр "фильм нуар" и продемонстрировал свой талант рассказчика и режиссера. Антивоенный фильм "Путями славы" /Paths of Glory/ (1957) с Кирком Дугласом в главной роли считается его первым шедевром. Широкоэкранный исторический фильм о восстании рабов в Древнем Риме "Спартак" /Spartacus/ (1960) принес ему мировое признание и независимость, к которой он всегда стремился.

Начиная с "Лолиты" /Lolita/ (1962), экранизации считавшегося в то время скандальным романа Владимира Набокова, все фильмы Стэнли Кубрика снимались в Англии. Военной сатирой "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу" Кубрик окончательно упрочил свою репутацию самого своеобразного крупного режиссера современного кино. В 1968 году он завершил работу над самым амбициозным за свою карьеру проектом — фильмом "Космическая одиссея 2001". За многочисленные визуальные спецэффекты фильм был удостоен премии "Оскар".

Бескомпромиссный метод работы Стэнли Кубрика и его страсть к деталям характерны и для всех его последующих фильмов: "Заводной апельсин" и "Цельнометаллический жилет". Кинорежиссер умер 7 марта 1999 года вскоре после завершения работы над картиной "Широко закрытые глаза" /Eyes Wide Shut/ (1999).


"Он создавал нечто большее, чем фильмы. Он дал нам активное всеобъемлющее переживание, которое становится не менее, а все более сильным, чем больше вы смотрите его фильмы", — Стивен Спилберг.


Выставка организована Немецким музеем кино и Немецким архитектурным музеем во Франкфурте-на-Майне совместно с Музеем кино в Берлине и выставочным залом Мартин-Гропиус-Бау (Берлин). При финансовом участии Столичного культурного фонда и при поддержке Международного кинофестиваля в Берлине.

К выставке выпущен на немецком и на английском языках каталог в серии "Кинематограф", издаваемой Немецким музеем кино. В нем собраны статьи специалистов в таких областях, как киноведение и театроведение, история искусства, фотографии, архитектуры, дизайна и музыки. В каталоге 304 страницы, его стоимость — 29,9 евро.



Сайт управляется системой uCoz