В Риге пройдут "Дни кино Северных стран"

12 октября начинаются IX Рижские дни кино Северных стран. Их организуют Международный киноцентр совместно с Бюро Совета министров Северных стран.

Фестиваль проходит раз в два года. Главный принцип отбора фильмов: привезти в Ригу качественное авторское кино, способное привлечь публику. В этом году северяне покажут в столице 12 картин — из Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии. Их оценит жюри, состоящее из местных журналистов, которое присудит лучшей картине приз "Северный стол".

По традиции кинодни откроются классикой. Это будет лента датского режиссера Свена Гаде "Гамлет" (1921).

Актер и режиссер Свен Гаде пришел в кино в 1916 году. "Гамлета" он снял в Германии, куда переехал из родной Дании. Оттуда его путь лежал прямо в Америку. Покрутившись за океаном пару лет, он вернулся в Данию и бросил кинематограф — с приходом звука в кино дела у него не пошли.

"Гамлет" не стал бы столь заметным фильмом, если бы в нем в главной роли не снялась датская актриса Аста Нильсен, которая свою кинокарьеру сделала в немецком кино и стала одной из первых западноевропейских кинозвезд.

Похоже, ей очень хотелось сыграть принца Датского, для этого она была готова на все. Ради фильма даже звезда основала собственную кинокомпанию, потому что ни одна из студий снимать фильм с щекотливым сюжетом не хотела. Суть его в том, что Гамлет был не принцем, а принцессой, то есть переодетой женщиной, а притворяться мужчиной ее заставила хитроумная мать. Такая версия прочтения Шекспира в те годы была весьма распространена.

Псевдо-Гамлет любит Горацио и соревнуется с Офелией за его расположение. Королева-мать в фильме сама убивает прежнего мужа: в общем, наворочено — будь здоров. В финале тайна Гамлета раскрывается, и Горацио горько оплакивает принцессу.

Все это выглядит смешно, но вспомните, какие страсти умели изображать актеры немого кино — мурашки по коже! Думается, эмоциональный накал картины прошибет всех, кто хочет "мыслить и страдать".

До сих пор картина была доступна только в черно-белом варианте. Но два года назад в Германии нашли раскрашенную полихромным методом копию фильма. Немецкий киноинститут реставрировал ее и показал на Берлинском фестивале.

Фильм закрытия "Вольная борьба" (реж. Гримур Хаконарсон) — короткометражная история про двух сельских голубых, которые встречаются на ковре во время соревнований по исландской национальной борьбе. Интересная концовочка, не правда ли?

До 20 октября (в этот день фестиваль завершится) зрители также увидят картины Ларса фон Триера ("Самый главный босс", Лукаса Мудиссона ("Контейнер") и Кристофера Боэ и фильмом артхаус-линии "Кино без границ" ретро-мелодрамой "По Высшей воле" Амира Чамдина. Будет показана и "Реприза" еще одного Триера — Йоахима Триера из Норвегии. В Карловых Варах фильм получил приз за лучшую режиссуру. Подробнее о сюжетах, авторах, артистах и расписании сеансов на сайте Arsenals.

Особый акцент Дням придают творческие мастерские, которые стали проводить с прошлого раза. Нынче внимание будет отдано написанию сценария. Умение сочинить захватывающую историю для экрана испокон веков было ахиллесовой пятой латышской кинодраматургии. Глядишь, с помощью датского сценариста Прами Ларсена что-то изменится в лучшую сторону.



Сайт управляется системой uCoz