Эмигрантов приняли за своих

// Сан-Себастьян продолжил любимую тему
фестиваль кино

Сегодня вечером торжественным закрытием и раздачей призов завершится 55-й Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Его основные темы и сюжеты отслеживал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Сан-Себастьян — редкий город в Европе, где почти не встретишь "чужаков", а мультикультурность имеет жесткие границы. Здесь всячески сопротивляются глобализации, но не воплями против засилья Америки, а утверждением собственных традиций в бытовой культуре, дизайне, кулинарии. Однако именно здесь, на фестивале в Сан-Себастьяне, бывает особенно много фильмов о проблемах эмиграции, однажды им посвятили даже огромную ретроспективу.

В этом году режиссер Уэйн Вонг, сам в свое время эмигрировавший из Китая в США, привез сразу два фильма на эту тему. Первый называется "Тысяча лет добрых молитв" и участвует в конкурсе, второй — "Принцессу Небраски" показывают в программе "Открытая зона". В центре каждого из них судьба молодой китаянки, покинувшей историческую родину и пропитавшейся американским образом мыслей. Однако не до конца. Йилан из "Тысячи лет добрых молитв" (Фэй Ю) работает в университетской библиотеке заштатного городка, бросила мужа-китайца ради нового друга, но скрывает свои эмансипированные замашки от отца, который приехал погостить из Пекина и все еще живет воспоминаниями о коммунистическом прошлом. Сюрпризами для старика (в тонком исполнении Генри О.) становятся песня "Катюша", которую слушает дочь, и то, что ее новый друг Борис — русский. Правда, играющий его некто Паша Личников ухитряется всего за пять минут пребывания на экране подорвать доверие ко всей этой истории. Однако картине все равно может светить приз, ведь жюри возглавляет писатель и режиссер Пол Остер, который работал с Уэйном Вонгом над фильмом "Blue in Face" ("Лицом к лицу с печалью").

Другая китаянка Саша ("Принцесса Небраски") тоже разрывается между разными культурами. У нее есть друг в Сан-Франциско, но во время поездки в Китай она ухитряется забеременеть, переспав с Янгом, актером Пекинской оперы, специализирующимся на женских ролях. Она намерена сделать аборт, но тут ее настигает новая информация. Оказывается, Янг был замешан в гомосексуальном скандале и выброшен на улицу, где теперь зарабатывает проституцией. А его бывший любовник, американец, депортированный из Китая, предлагает Саше сохранить ребенка, вытащить Янга из Китая и основать семью из трех человек (не считая ребенка).

То, что проблема эмиграции и связанная с ней тема ломки традиционной семьи оказались в центре фестиваля, подчеркнул показанный в предпоследний день фильм "Наш отец". Он уже получил один из главных призов в Санденсе. Его режиссер Кристофер Зала родился в Кении, рыбачил на Аляске, учился в Колумбийском университете, писал сценарий для Брэда Питта. Для своего фильма-дебюта он нашел беспроигрышную историю с жесткой драматургией (отдаленно напоминающей вампиловскую) и сюрпризом в финале, опрокидывающим все ожидания.

Два молодых человека встречаются в трейлере, который перевозит нелегалов из Мексики в Нью-Йорк. Педро показывает Хуану письмо матери, написанное перед смертью и адресованное отцу, которого парень никогда не видел. Согласно легенде, отец по имени Диего, покинувший родину много лет назад, стал хозяином шикарного французского ресторана. Хуан крадет письмо и является в дом Диего, представляясь его сыном. Хозяин ресторана на поверку оказывается угрюмым посудомойщиком, который, однако, скопил немалую сумму денег. Мнимый сын производит несколько обысков в доме, но безрезультатно.

Тем временем Педро, не умеющий читать и не знающий ни слова по-английски, пытается по памяти вычислить место жительства отца. Ему помогает проститутка-иммигрантка, в жизни которой ему даже приходится, к собственному ужасу, сыграть роль сутенера. Если Хуан — прирожденный артист и жулик, способный провести и разыграть любого, то Педро — жертва своей честности и порядочности. Если Хуан циник, то Педро романтик, если первый порочно обаятелен, то второй по-настоящему красив. Судьба опять сводит двух героев в драматическом финале, а Диего в конце концов обретает сына, но не того, который связан с ним кровными узами. Эмоциональность мексиканской мелодрамы сочетается в фильме с типичным стилем американского независимого кино. Кристофер Зала имеет все шансы стать новой международной звездой режиссуры, а Армандо Эрнандес и Хорхе Адриан Эспиндола — потеснить Гаэля Гарсиа Берналя в качестве новых лиц мексиканского кино.



Сайт управляется системой uCoz