Смотрины Бойса в "Современном городе"

26 сентября в фонде "Современный город" состоялось открытие выставки Ксении Перетрухиной "Невесты Йозефа Бойса".

Московская видео-художница Ксения Перетрухина представит видеопортреты участниц московского художественного процесса. Ксения Перетрухина сравнивает занятия современным искусством в России религиозным служением: "Занятие современным искусством (если, конечно, речь идет о действительно серьезном отношении, а не заигрывании) это выбор жизненного пути, сознательное существование в кругу, монастыре, отказ от общепринятых вкусов, норм поведения, аскетизм или даже своего рода юродство". А словесное выражение монахинь, которые называют себя Христовыми невестами дало ей аналогию для названия своего выставочного проекта.

Известная московская видео-художница Ксения Перетрухина — последовательный апологет творчества Энди Уорхолла. Ее произведения вдохновлены принципом конструирования образа, характерным для великого поп-артиста, будь то работа с рекламной образной системой (снятый на кинопленку, уже ставший знаметым, "Гамбургер", 2005), исследование эстетики пустоты (минималистичное low-tech-видео "Мячик", 2005) или размышление о тоталитаризме медиа (клонированный при помощи компьютерной графики, завораживающий, "Парад", 2006). В рамках программы фонда Современный Город "Сверхновая вещественность" Ксения Перетрухина представляет проект "Невесты Йозефа Бойса". Это серия видео-портретов, моделями для которых стали женщины, посвятившие себя современному искусству.

"В свое время меня поразила мысль о том, что современное искусство заменяет своим служителям религию. Меня заинтересовал здесь вопрос не только религии, но и церкви. Занятие современным искусством (если, конечно, речь идет о действительно серьезном отношении, а не заигрывании) это выбор жизненного пути, сознательное существование в кругу, монастыре, отказ от общепринятых вкусов, норм поведения, аскетизм или даже своего рода юродство (в сознании "невоцерковленных" в современное искусство это, несомненно, так)... Я хочу посвятить этот проект изучению этой темы, и — конкретно — женщинам, занимающимся современным искусством. И если монахини в монастыре называют себя Христовыми невестами, то в монастыре современного искусства они — Невесты Йозефа Бойса". (К. Перетрухина)

Видео-портреты представляют собой трехминутные ролики, снятые статичной камерой (именно такую максимальную продолжительность имела кинопленка, которую заряжал в свою камеру Уорхол). Моделями стали женщины, известные московские практики и теоретики современного искусства. Словно на полотнах эпохи Возрождения, каждая модель на портрете смотрит прямо на зрителя, окружив себя наиболее значимыми для нее предметами-символами, связанными с ее собственной художественной деятельностью, или теми, которые помогли ей определить свой путь в современном искусстве, идентифицировать себя как художника, критика, куратора. Здесь происходит практически тот же акт дешифровки символов, как и в ренессансных произведениях, где цветочек с четырьмя лепестками в руках младенца указывает на грядущее распятие Христа, апельсин — на райское блаженство, болонка — на супружескую верность. Мир современного искусства также наполнен для знатоков говорящими предметами: писсуар, мертвый заяц, окровавленные говяжьи кости восходят в нашем сознании к Дюшану, Бойсу и Абрамович.

"Меня интересует разговор о важном. Как в игре, в которую многие, наверно, играли в детстве — что взять на необитаемый остров, если взять можно только самое главное". (Ксения Перетрухина)

Автор работает с феноменом личной мифологии — как портретируемых, так и своей собственной. Совершенно естественно, ведь в настоящий момент в культуру постепенно проникает дух нового ренессанса (модернизма). Личностное высказывание становится, по словам автора, "самой актуальной валютой современной нам культурной ситуации". Каждый портрет — это "разархивированный" внутренний мир "служительницы" современного искусства, разложенный на предметную и понятийную азбуку. Конструкция образа здесь напрямую связана с ренессансной иконографией, перенесенной в XXI век. Немаловажно, что монументальные, проникнутые сакральной атмосферой портреты, не имеют ничего общего с растиражированием коммерческих образов или с глянцевой эстетикой парадности (Роберт Уилсон). Удивительно, но в соединении образной системы пятисотлетней давности с кинотехнологией пятидесятилетней давности рождается действительно современная художественная форма.

Адрес фонда "Современный город": ул. Волхонка, 6, строение 1
Телефон: 424 7916



Сайт управляется системой uCoz